Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Информационные материалы подраздела "ЗОЖ"

Дата: 5 июня 2019 в 14:02, Обновлено 5 июня 2019 в 15:58
Автор: Балыш А. М.

Воспитание устойчивого интереса к занятиям физической культуры

Особенностями моей работы с младшими школьниками являются набор средств и методов преподавания, постановка конкретной цели и достижения ее с помощью эмоционального ключа, а именно: я придаю огромное значение сюжетным играм и упражнениям, уделяю большое внимание развитию  двигательной инициативы и самостоятельности детей.

         Каждому движению стараюсь  придать образность (особенно при первоначальном разучивании): ходит петушок, цапля, лошадка (с высоким подниманием бедра), ходят гуси (в полуприседе), косолапый мишка,  малыш  (мелким шагом), идет великан  (широким шагом), подбирается  кошка к мышке (крадучись). С гордой  осанкой, оглядываясь назад, – «идет лиса – всему свету краса», размахивая в такт музыке руками,  – физкультурник (в разном темпе, в различных направлениях – прямо, боком, назад, по кругу, змейкой и т.д.)

Эмоциональные задания способствуют продолжительному бегу без ощущения усталости.

-  «Трамвай». Ребята стоят на  расстоянии шага друг за другом, одной рукой держась за шнур. Это «трамвай».  Поднимаю зеленый флажок, «трамвай» движется шагом, потом бегом. Здесь  нужно согласовать движения – не набегать на переднего, не отставать, не выходить  в сторону. Поднимаю красный флажок – «трамвай» останавливается, ребята поворачиваются, берутся  другой рукой за шнур и с появлением зеленого флажка начинают движение.

«Автомобили». Дети передвигаются бегом в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга и при этом вращают руль. Усложнение: двигаются только при поднятом зеленом флажке, с появлением красного – остановливаются.

«Бабочки». Движутся  медленно, размахивая руками. «Самолеты», «жуки», «ракеты» – быстро, в указанном направлении или  в рассыпную. Бег широким шагом требует  энергичного  отталкивания. Увлекательные задания типа  «Кто  сделает меньше шагов до…» помогают приобрести   необходимые навыки. Для улучшения техники бега наиболее эффективен  обычный бег в среднем темпе, специальные беговые упражнения.

Общеразвивающие упражнения сюжетного характера.

Наряду с традиционными, строго регламентированными,  формами  проведения ОРУ (упражнения типа   зарядки, с предметами, без предметов), использую следующие формы:

- обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Подготовка к  полету на другую планету» и пр.;

- ОРУ на месте: «Проснулись – потянулись», «Самолет на повороте», «Конькобежец», «Мельница», «Дерево», «Мяч», «Ванька-встанька», «Косарь», «Со скакалкой», «На параде»;

- передача с помощью движений отдельных жизненных эпизодов: (стираем, полощем, выжимаем, вешаем сушить, гладим белье);

- умение пользоваться имитацией (идем по глубокому  снегу,  идем на лыжах, падает снег, играем в снежки, плывем различными способами).

Прыжковые упражнения.

Разными способами вызываю у детей желание повторить действие. Если место приземления  ярко обозначить, то «зайчики»  будут прыгать на «капусту», «птички» - на  «ягодки». Обучая взаимозависимости   двигательных действий  (чем сильнее оттолкнешься, тем дальше  прыгнешь), использую задания, приучающие детей контролировать и оценивать свои действия. Это  задания соревновательного типа: «…Кто допрыгнет до зеленого кубика – хорошо, до желтого – очень хорошо, а кто допрыгнет до красного – отлично!…». «Кто достанет шар,   висящий выше». Позволяю выполнять упражнения самостоятельно. Одна группа занимается под моим руководством, другая проходит к прыжковым ямам. Назначаю старшего в отделении, который  следит за очередностью выполнения,  подает команду «Можно!», указывает на ошибки, добивается  правильного ухода с ямы после прыжка.  Поднимает белый флажок, если все было выполнено правильно, и красный,  если допущены ошибки. После того, как ребята  выполнят упражнения один раз (если выполняли потоком) или несколько  (если фронтально), старшим в отделении становится очередной учащийся.

Ползание и лазание, упражнения  в равновесии.

Изображая «альпинистов», «туристов», «пограничников»,  ребята   ползают на четвереньках, по-пластунски с подлезанием под  предметы, преодолевают «склоны», «подъемы» по приставленной к гимнастической стенке  лестнице или  скамейке, по гимнастической стенке.

Упражнения  в равновесии  дети осваивают в  игровых заданиях типа «Кто дольше простоит» (цапля, аист, ласточка, стойкий оловянный солдатик и др.). Наибольший эффект  дают движения, выполненные  на уменьшенной и повышенной опоре (ходьба и бег по узенькой дорожке, крутой горке). Для развития  двигательной  инициативы даю следующие задания: «…До середины скамейки будете  идти на носках, а дальше – кто как хочет…». «По скамейке будете передвигаться по-разному,  не повторяйте движение, которое кто-то уже сделал…». Кроме   этого, использую движения в рассыпную:  кружения в сочетании  с ходьбой,     бегом и остановкой по сигналу на двух или одной ноге, в том числе с закрытыми глазами.

Игры с ролевым сюжетом.

Создавая интерес к игре, задаю интригующий вопрос детям: «Хотите быть летчиками? Бегите на аэродром!…» Во время распределения ролей случаются  разные конфликты. Стараюсь, чтобы выбор был обязательно мотивирован. Например: «Ребята, пусть первым  ловишкой будет Саша. У него сегодня день рождения. Это  наш ему подарок. Согласны?» Или: «Настя первая услышала зазывалочку и быстро прибежала на условное место. Она и будет затейница».

Для назначения на ведущую  роль использую считалочки (на кого выпало последнее слово, тот будет водить); «волшебную палочку» (всевозможные вертушки – кегли, обруч и др.). Этими  приемами пользуюсь в начале игры. Для назначения нового ведущего    в ходе  игры основными критериями является качество выполнения движения  и правил.

В таких играх, как «На выставке картин», «Фигуры», дети ярко проявляют свою инициативу (принимают какую-нибудь позу). Я стараюсь  увидеть неповторимость каждого ребенка  и дать ему самовыразиться.

Охваченные радостным настроением, дети нарушают правила.  Замечания делаю в доброжелательной форме (большое количество замечаний отрицательно сказываются на настроении детей). Ослабленного или неуверенного ребенка, придумав удобный повод, беру в помощь себе на некоторое время (например – подержать второй конец веревки, под которую подлезают «цыплята»).

Использование сюжетно-ролевых игр и упражнений, лежащих в зоне  положительного  влияния на интерес младших школьников, улучшает условия проведения спортивного часа. Это способствует активному включению  детей в решение стоящих  перед ними задач, что выражается не только в повышении интереса, двигательной активности, но и в более эффективном  воспитании физических качеств.

           

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УЧЕБНЫХ И ИНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Все педагогические условия, из которых складывается педагоги­ческий процесс, целенаправленно создаются педагогом для опти­мального развития учащихся. Развитие трактуется как процесс ро­ста, совершенствования, расцвета личности, приращения новых свойств и качеств. Одним из факторов развития че­ловека является его успешность в жизни, которая раздвигает грани­цы развития, окрыляет, возвышает над проблемами жизни, непростыми жизненными обстоятельствами: «Я могу многое, я способен на большее, у меня это обязательно по­лучится!». Успех всегда является источником движения вперед, к новым достижениям.

<article>

Что же такое успех? Что есть ситуация успеха, которую педагогу необходимо созда­вать, заботясь о развитии учащихся? Какими приемами и методами создания ситуации успеха может овладеть педагог? Что препятствует созданию ситуации успеха? Почему «ситуацию неуспеха» (негативную оценку, низкий балл, наказание) многие педагоги считают одним из ведущих и достаточно действенных факторов развития учащихся?

Попытаемся ответить на эти и другие вопросы, которые волнуют как начинающих, так и опытных педагогов. 

Успех в развитии личности

Успех определяется как «удача в достиже­нии чего-нибудь», как повышенная результа­тивность в деятельности, «общественное при­знание», как «достижение поставленных целей в задуман­ном деле», как ощущение ра­дости, удовлетворения от результата деятель­ности, от осознания достигнутого в ней. Че­ловек от природы «обречен на успех», меха­низм успеха встроен в него и работает незави­симо от сознания.

По мнению психологов, успех - «это пережи­вание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которо­му личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожида­ниями, надеждами, либо превзошел их».

Успех невозможен без неудачи, ведь в таком случае он теряет свою радостную сущность. До­статочно представить себе, что наша жизнь со­стоит из сплошных успехов, череды нескончае­мых удач. Можно ли такую жизнь назвать нор­мальной? Лишь глубина и острота неуспеха, неудачи помогают человеку постичь всю глу­бину успеха, ощутить радость от достигнутого.

Анализ различных ситуаций жизнедея­тельности человека, в которых субъект де­ятельности испытывает состояние радости, удовлетворения от сделанного, позволяет вы­делить следующие функции успеха в разви­тии личности:

  • формирование новых, более сильных и устойчивых мотивов деятельности (поло­жительной мотивации);
  • актуализация имеющихся у человека зна­ний, умений и навыков в новых ситуациях;
  • самореализация личности в деятельности, возможность освоения нового опыта;
  • улучшение общего самочувствия человека, проявление целого спектра положитель­ных чувств и эмоций;
  • формирование позитивной Я-концепции, повышение уровня самооценки, самоува­жения.

Понятие «ситуация успеха» в педагогическом процессе

Успех ученика в обучении - это чаще все­го результат целенаправленно создаваемой пе­дагогом ситуации успеха как педагогического условия.

«Ситуация» трактуется психологами как си­стема внешних по отношению к субъекту усло­вий, побуждающих и опосредующих его актив­ность. Элементами ситуации являются не толь­ко внешние условия развития, но и состояние самого субъекта (внутренние условия), обуслов­ливающие его поведение и деятельность. Ситу­ация подразумевает предъявление спектра тре­бований к индивиду по выполнению той или иной деятельности, осуществлению какой-либо модели поведения.

Ситуацию успеха в педагогическом процессе можно определить как целе­направленно организованное (создан­ное) педагогом сочетание внешних и внутренних педагогических условий, которые обеспечивают возможность достижения учащимися значительных результатов в деятельности. Это стра­тегия и тактика взаимодействия педагога с учащимися для успешности их деятельности. Ситуация успеха предполагает предъявле­ние учащимся системы педагогических требований.

Ситуация успеха «невозможна без мотива­ции достижения успеха, которая вызывает у че­ловека желание действовать, утвердить себя, по­лучить высокую оценку результатов своего тру­да».

Среди ведущих факторов (внутренних усло­вий), определяющих уровень мотивации дости­жения успеха, исследователи называют:

  • стремление к успеху (эффективность, результативность любой деятельности за­висит от внутренней мотивации - жела­ния, «хотения» чем-то заниматься, что-то делать; если этого нет, то не стоит наде­яться на высокие результаты);
  • надежду на успех (уверенность челове­ка в своих силах, адекватная оценка сво­их возможностей в успешном осуществле­нии какой-либо деятельности способству­ют успешной адаптации в ситуации любой деятельности);
  • субъективно оцененную вероят­ность достижения успеха (осозна­ние человеком себя как субъекта деятель­ности, понимающего, что успех в деятель­ности зависит, прежде всего, от него са­мого, его самостоятельности, активности, творческого подхода к делу, рефлексив­ных умений);
  • субъективные эталоны оценки до­стижений (осознание человеком своих достижений в какой-либо деятельности, взаимодействии с другими; способность и потребность человека в систематической рефлексивной деятельности, готовности к самооценке).

Названные факторы определяют поведен­ческий сценарий успешного человека, ко­торый активно действует, проявляет инициа­тиву, охотно занимается разнообразными ви­дами деятельности, всегда достигая желаемо­го результата.

Ситуации успеха как комплекс педагогических условий

Внутренние условия (состояние учащегося) в ситуации успеха обусловлены комплексом внеш­них педагогических условий, целенаправленно создаваемых педагогом.

1. Культуросообразная организация деятельности учащихся. Педагог должен сначала рассказать о целях и порядке выпол­нения предстоящей деятельности и убедиться в том, что ученики это поняли, осознали. За­тем определяются временные рамки, учащие­ся получают необходимое оборудование, ди­дактические материалы и т. д. и приступают к выполнению конкретных предметных дей­ствий. Следующий компонент - стимулиро­вание деятельности учащихся (через предъяв­ление различных педагогических требований, одобрение, похвалу, замечания и т. д.). Да­лее следует контроль и самоконтроль, а так­же анализ и рефлексия результатов деятель­ности учащимися.

2.      Субъектная позиция учащихся в деятельности. Осознание успеха, удовлетворение от сделанного возникает только в атмосфере равенства участников педагогического взаимодействия, восприятия педагогом ученика как субъекта педагогического процесса - активного, самостоятельного, творческого, имеющего право на самостоятельную деятельность, на индивидуальный путь решения задачи. Субъектная позиция ученика проявляется в его возможности создавать свои смыслы по обсуждаемым проблемам, предъявлять эти смыслы другим, отстаивать их конструктивность. Это не роль приемника готовой учебной информации, а позиция исследователя.

3.      Позитивность и оптимистичность оценочной деятельности педагога. Оценивая ход и результаты деятельности школьников, организуя их самооценку, педагог должен стремиться к позитивности, что в первую очередь предполагает глубокое осознание сущности оценочной деятельности как целенаправленной активности по выявлению и вербализации достижений, успехов учащихся, презентации достоинств учащихся в выполнении и результатах деятельности. Оценить другого - значит подчеркнуть его ценность, достижения, достоинства.

Педагогически недопустимо учителю прояв­лять эмоциональную агрессивность, негативные чувства и эмоции, что в значительной мере пре­пятствует формированию положительной моти­вации детей в деятельности.

4.      Оценка деятельности, но не личности учащегося. Необходимо различать
оценку деятельности и оценку личности. Человек всегда более чувствителен к оценкам, касающимся его личности, нежели к оценкам деятельности. Педагог всегда должен стремиться
оценивать различные аспекты хода и результатов деятельности и ни в коем случае не переносить эти оценки на личность ученика. К сожалению, в массовой образовательной практике происходит как раз наоборот. Тем самым ущемляется чувство собственного достоинства ученика, понижается его статус в глазах окру­жающих.

  1. Сравнение успешности ученика только с его прежним уровнем успеш­ности. Педагогически нецелесообразно (не­допустимо) сопоставлять результаты деятель­ности одних учащихся с достижениями других. Особенно это касается соотношения результатов хорошо успевающих, очень успешных и отстаю­щих учеников. Подобная практика ведет к фор­мированию либо завышенной, либо заниженной самооценки школьников, препятствует адекват­ности оценки их деятельности.
  2. Вера в возможности развития учащихся. Содержательную основу позиции педагога должен составлять антропологиче­ский постулат: «Нет неспособных детей. Не­обходимо верить в возможности развития каж­дого ученика».

7. Любовь педагога к учащимся и сво­ей профессии. Это главное условие конструк­тивного педагогического взаимодействия во все времена и у всех народов. Любовь педагога к ученику проявляется в стремлении видеть и ува­жать в каждом ребенке личность, индивидуаль­ность, воспринимать ученика таким, какой он есть, стремиться развить его неповторимость, особенность, отличие от других.

Создание ситуации успеха является проявле­нием любви педагога ко всем учащимся клас­са или к конкретному учащемуся в зависимо­сти от складывающегося педагогического взаи­модействия.

  1. Успешность педагога в профессио­нальной педагогической деятельности. Очевидно, что успех ученика может обеспечить успешный педагог, который испытывает от сво­ей работы, результатов педагогического взаи­модействия радость, удовлетворение. Учитель, владеющий широким арсеналом педагогиче­ских средств, инновационными педагогически­ми методами и технологиями, умеющий созда­вать оптимальные условия развития учащихся, в любой педагогической ситуации добивается рас­положения своих учеников, вызывает у них чув­ства удовлетворения, радости от состоявшегося взаимодействия.
  2. Рефлексия учащимися успешности своей деятельности. Осознание успеха яв­ляется атрибутом постоянной рефлексии учащи­мися как хода, так и результатов осуществляемой

деятельности. Целенаправленная организация рефлексивной деятельности школьников позво­ляет им зафиксировать свое эмоциональное со­стояние, определить его причины, выделить сла­гаемые успешного достижения цели.

Приемы создания ситуации успеха

Создание ситуации успеха предполагает ис­пользование достаточно широкого спектра раз­личных технологических приемов.

□         Эмоциональное поглаживание. Это один из самых распространенных и попу­лярных 

приемов создания ситуации успе­ха. В его основе - эмоциональный контакт с учащимися через обращение к ним со словами одобрения («Молодец!», «Умни­ца!»), позитивной оценки («Восхититель­но!», «Здорово!», «Замечательно!», «Ге­ниально!»), с комплиментами («Вы сегод­ня прекрасно, очень слаженно работаете», «Как приятно иметь дело с таким твор­ческим человеком!»), через проявление доброжелательности («Уверен, что у вас все получится!», «Пожелаю тебе успеха в этом непростом деле!»), восхищения («Ре­бята, я горжусь вами!», «Восхищаюсь тво­ими достижениями», «О, вы, оказывается, горы можете свернуть!»).

«Внушить ребенку веру в себя, прикоснуть­ся рукой к его плечу, протянуть ему на ладони свое обнаженное сердце, открытое для добра и сочувствия, - и есть сущность того, что условно называется эмоциональным поглаживанием».

□         Анонсирование деятельности. Основной смысл этого приема сводит­ся к  предварительному обсуждению с учащимися того, что они должны будут сделать. Реализация приема направлена на осмысленное восприятие учениками предстоящей деятельности, плана, алго­ритма ее выполнения для успешного до­стижения цели. Это своеобразная репети­ция предстоящей деятельности. Пошаго­вое обсуждение порядка работы внуша­ет учащимся уверенность в собственных силах. Этот прием предполагает исключе­ние элемента внезапности, непредсказу­емости, таинственности, скрытости.

Педагог не хранит в глубокой тайне пред­стоящую завтра или через неделю кон­трольную работу, диктант, выполнение какого-либо творческого задания, а пред­упреждает учащихся об   этих событиях за­ранее и достаточно подробно обсуждает с детьми порядок выполнения деятельно­сти, способствующий ее высокой резуль­тативности. Данный прием педагог применяет прежде всего в работе с учащимися, которые недоста­точно уверены в себе.

  • Благоприятная оценка. Суть этого приема заключается в позитивном оце­нивании,  

бережном отношении к чув­ству собственного достоинства учени­ка, сохранении позитивных эмоций де­тей, развитии их положительной моти­вации в деятельности. Педагог выделя­ет на первый план именно достижения ученика, успехи, достоинства, сравнива­ет их с его прежними индивидуальными достижениями.

  • Снятие страха перед деятельно­стью. Реализация приема направлена на  

освобождение от психологического зажима, на снятие тревожности в осу­ществлении какой-либо деятельности. Педагог ободряет учащихся, убеждая, что предстоящая деятельность не явля­ется сложной и с ней можно успешно справиться («Это не так сложно, как тебе кажется. Это легко. Ты в этом сам ско­ро убедишься!»). Если что-то не полу­чается, то не стоит драматизировать си­туацию.

                   □       Скрытая помощь через подсказку.

Педагог не напрямую (через распоряже­ние, приказ, инструкцию), а косвенно, че­рез подсказку (намек, совет) обозначает учащемуся более конструктивный, эффек­тивный, успешный путь решения задачи, проблемы («Я полагаю, что удобнее все­го было бы делать в таком порядке...»; «Мне кажется, что в центре твоего внима­ния должно находиться...»; «Мне бы хоте­лось, чтобы ты не забыл о...»; «А не кажет­ся ли тебе, что целесообразнее это выпол­нять так...» и т. д.).

□         Персональная исключительность. Суть приема заключается в интерпре­тации 

педагогом результатов любой деятельности ученика как исключитель­ного явления («Именно у тебя это полу­чилось очень оригинальным»; «То, что тебе в итоге удалось сделать, является прекрасным образцом истинного творче­ства»). Учитель подчеркивает неповтори­мую особенность ученика.

  • Выделение детали. Этот прием свя­зан с опорой только на какую-либо яр­кую, позитивную, наиболее совершен­ную деталь, отдельный аспект выпол­ненной работы. Так, например, при оценке сочинения педагог обращает внимание ученика не на допущенные ошибки, а на прекрасное содержание, яркий и образный язык. При анализе детского рисунка (осенний пейзаж) от­мечает особую удачу юного художни­ка в изображении тревожности ноябрь­ского неба, облаков, сознательно опу­ская оценку других компонентов. Оце­нивая выступление команды КВН клас­са, педагог выделяет особенно ориги­нальное название, а также яркое, ди­намичное и выразительное представ­ление визитной карточки (даже при не совсем удачном участии команды в дру­гих конкурсах).
  • Переключение внимания на дея­тельность. Такое переключение вни­мания ребенка с самого себя на деятель­ность осуществляется через усиление со­циальной значимости предлагаемой дея­тельности, когда подчеркивается ее особая значимость для всех присутствующих, для общей пользы.

    Требования к организации ситуации успеха

  1. Ситуация успеха должна стать одним из обязательных и необходимых компонентов пе­дагогической среды любого учреждения обра­зования.
  2. Ситуация успеха является элементом каж­дого урока, каждого внеклассного воспитатель­ного дела, любого педагогического взаимодей­ствия с учащимися.
  3. Ситуация успеха в педагогическом процес­се всегда предполагает целый комплекс как вну­тренних, так и внешних педагогических условий; внутренние условия детерминированы создава­емыми педагогом внешними педагогическими условиями.
  4. Технология создания ситуации успеха предполагает ежедневное использование пе­дагогом специальных технологических при­емов.
  5. Ситуация успеха предполагает рефлек­сию учащимися своих позитивных чувств и эмоций от состоявшейся деятельности и ее результатов.
</article>

                   

Необходимо беречь свое здоровье, прислушиваться к мнению врачей, выполнять их рекомендации и тогда никакие заболевания не страшны. Будьте здоровы!

Как защитить себя и других от ОРИ и гриппа  (скачать 354,7 КБскачать 28,3 КБ ) 

О профилактических прививках детям  и взрослым (скачать 362,5 КБ )

Памятка по дифтерии (скачать 86,0 КБ )

Профилактика менингококковой инфекции (скачать 317,5 КБ)

Памятка для населения. Профилактика столбняка (скачать 97,1КБ)

                 

РЕКОМЕНДАЦИИ СЛУЖБЫ ЗДОРОВЬЯ

 Профилактика всех видов зависимостей путем внедрения активных и интерактивных форм работы

   Глаза — зеркало души 

          Профилактика нарушений зрения у школьников 

           Как сохранить хорошее зрение (классный час)   

           Профилактика зрительного утомления и нарушений зрения по методике В.Ф.Базарного

Лечебно-профилактическая гимнастика для глаз по Э.С. Аветисову

            Гимнастика для глаз

 7 лучших упражнений для восстановления и улучшения зрения 

Коррекция зрения по Системе Дыхания Алика Муллахметова (для педагогов)

 Питание — залог здоровья

            Учащимся и родителям о значении своевременного питания

            Порядок организации питания учащихся в учреждении образования 

 Нарушение осанки 

    Как работать за контрокой (рекомендации доктора Базарного)

    Сколиоз 

      Рекомендации школьникам по соблюдению ортопедического режима 

              Как правильно сидеть 

              Как правильно стоять 

              Как правильно лежать 

ВНИМАНИЕ!  ГРИПП!!!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.