Приложение 1
Особенности организации образоваТельного процесса НА і СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ в 2019/2020 учебном году
1. Учебные программы
В 2019/2020 учебном году используются следующие учебные программы:
I класс:
Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Пачатковая школа. І клас. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2017.
Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Начальная школа. I класс. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017.
II класс:
Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Пачатковая школа. ІІ клас. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2017.
Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Начальная школа. II класс. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017.
III класс:
Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Пачатковая школа. ІІІ клас. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2017.
Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Начальная школа. III класс. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017.
Зборнік вучэбных праграм для 3 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2017.
Сборник учебных программ для 3 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017.
IV класс:
Зборнік вучэбных праграм для 4 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2018.
Сборник учебных программ для 4 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – Минск : Нац. ин-т образования, 2018.
Все учебные программы размещены на национальном образовательном портале: www.adu.by / Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы.
Дополнительные материалы по новым темам, которые разработаны в соответствии с обновленными учебными программами, но не представлены в учебных пособиях по учебным предметам, размещаются на портале: www.adu.by / Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы.
2. Учебные издания
В 2019/2020 учебном году будут использоваться новые учебные пособия.
Для I класса:
Мураўёва, Г.Л. Матэматыка : вучэб. дапам. для 1-га кл. устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання : у 2 ч. / Г. Л. Мураўёва, М. А. Урбан. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2019.
Муравьёва, Г.Л. Математика : учеб. пособие для 1-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : в 2 ч. / Г.Л. Муравьева, М.А. Урбан. – Минск : Нац. ин-т образования, 2019.
Матэматыка. Рабочы сшытак : вучэб. дапам. для 1-га кл. устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання : у 2 ч. / Г. Л. Мураўёва [і інш.]. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2019.
Математика. Рабочая тетрадь : учеб. пособие для 1-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения. : в 2 ч. / Г. Л. Муравьева [и др.]. – 6-е изд. - Минск : Нац. ин-т образования, 2019.
Для II класса:
Каваліў, В. В. Музыка : вучэб. дапам. для 2-га кл. устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання / В.В. Каваліў, М.Б. Гарбунова. – Мінск : Пачатковая школа, 2019.
Ковалив, В. В. Музыка : учеб. пособие для 2-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / В. В. Ковалив, А. Ю. Ковалив. – Минск: Пачатковая школа, 2019.
Сакалова, А.А. Выяўленчае мастацтва : вучэб. дапам. для 2-га кл. устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання / А.А.Сакалова, Д.С.Сянько. – Мінск : Пачатковая школа, 2019.
Соколова Е.А. Изобразительное искусство : учеб. пособие для 2-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Е.А.Соколова, Д.С.Сенько – Минск : Пачатковая школа, 2019.
Для III класса:
Юрченко, Н.А. Трудовое обучение : учеб. пособие для 3-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Н.А. Юрченко, А.Ф. Журба. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2019.
Юрчанка, Н.А. Працоўнае навучанне : вучэб. дапам. для 3-га кл. устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання / Н.А. Юрчанка, А.Ф. Журба. – Мінск : Адукацыя і выхаванне, 2019.
Электронные версии учебных пособий размещены на национальном образовательном портале: http://e-padruchnik.adu.by/.
Рекомендации по работе с новыми учебными пособиями размещены на национальном образовательном портале: www.adu.by / Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы.
К 2019/2020 учебному году подготовлены новые издания для учителей:
Г.Л. Муравьёва, М.А. Урбан. «Математика в 1 классе». Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения.
Г.Л. Мураўёва, М.А.Урбан. «Матэматыка ў 1 класе». Вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання.
М.В. Жуковіч. «Літаратурнае чытанне ў 3 класе». Вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання.
М.Б. Антипова и др. «Русский язык в 3 классе». Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения.
В.С. Воропаева и др. «Литературное чтение в 3 классе». Учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения.
С.В. Паноў. «Вучэбны прадмет “Чалавек і свет. Мая Радзіма – Беларусь” у 4 класе». Вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання.
В помощь учителю для реализации в образовательном процессе компетентностного подхода изданы дидактические и диагностические материалы (серия «Компетентностный подход»). Дидактические материалы носят практико-ориентированный характер, предназначены для формирования предметных компетенций и ориентированы на усвоение учащимися учебного материала при осуществлении различных видов деятельности: познавательной, коммуникативной, поисковой, творческой и др. Учитель с учетом особенностей конкретного класса и решаемых образовательных задач определяет способы использования указанных материалов. Диагностические материалы могут использоваться для проверки и оценки образовательных результатов при осуществлении текущего и промежуточного контроля в процессе фронтальной, индивидуальной или групповой работы. Использование указанных материалов позволит методически грамотно организовать работу по достижению образовательных результатов, предусмотренных учебной программой, в контексте компетентностного подхода.
Полная информация об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса на І ступени общего среднего образования в 2019/2020 учебном году размещена на национальном образовательном портале: www.adu.by / Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы.
При использовании иных учебных изданий следует руководствоваться статьей 94 Кодекса Республики Беларусь об образовании, в соответствии с которой к использованию в образовательном процессе допускаются учебники, учебные пособия и иные учебные издания, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь.
3. Календарно-тематическое планирование
К 2019/2020 учебному году издано примерное календарно-тематическое планирование.
Для учреждений образования с русским языком обучения:
Начальная школа. 1 кл.: примерное календарно-тематическое планирование : пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / О. И. Тиринова [и др.]. – Минск : НИО : Аверсэв, 2019.– (Библиотека учителя).
Начальная школа. 2 кл.: примерное календарно-тематическое планирование : пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / М.Б.Антипова [и др.]. – Минск : НИО : Аверсэв, 2019.– (Библиотека учителя).
Начальная школа. 3 кл.: примерное календарно-тематическое планирование : пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / М.Б.Антипова [и др.]. – Минск : НИО : Аверсэв, 2019.– (Библиотека учителя).
Начальная школа. 4 кл.: примерное календарно-тематическое планирование : пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / М.Б.Антипова [и др.]. – Минск : НИО : Аверсэв, 2019.– (Библиотека учителя).
Трудовое обучение. 1–4 кл.: примерное календарно-тематическое планирование : пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Юрченко Н.А., Журба А.Ф. – Минск: НИО: Аверсэв, 2019. – (Библиотека учителя).
Для учреждений образования с белорусским языком обучения:
Пачатковая школа. 1 кл.: прыкладнае каляндарна-тэматычнае планаванне : дапам. для настаўнікаў устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання / В.І. Цірынава [і інш.]. – Мінск : НІА : Аверсэв, 2019. – (Бібліятэка настаўніка).
Пачатковая школа. 2 кл.: прыкладнае каляндарна-тэматычнае планаванне : дапам. для настаўнікаў устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання / В.І. Свірыдзенка [і інш.]. – Мінск : НІА : Аверсэв, 2019. – (Бібліятэка настаўніка).
Пачатковая школа. 3 кл.: прыкладнае каляндарна-тэматычнае планаванне : дапам. для настаўнікаў устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання / М.Б. Анціпава [і інш.]. – Мінск : НІА : Аверсэв, 2019. – (Бібліятэка настаўніка).
Пачатковая школа. 4 кл.: прыкладнае каляндарна-тэматычнае планаванне : дапам. для настаўнікаў устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання / В.І. Свірыдзенка [і інш.]. – Мінск : НІА : Аверсэв, 2019. – (Бібліятэка настаўніка).
Электронные издания:
Працоўнае навучанне. 1–4 кл.: прыкладнае каляндарна-тэматычнае планаванне : дапам. для настаўнікаў устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання / Юрчанка Н.А., Журба А.Ф. – Мінск : НІА : Аверсэв, 2019. – (Бібліятэка настаўніка).
Трудовое обучение. 1 кл.: примерное календарно-тематическое планирование : пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Юрченко Н.А., Журба А.Ф. – Минск : НИО : Аверсэв, 2019. – (Библиотека учителя).
Трудовое обучение. 2 кл.: примерное календарно-тематическое планирование : пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Юрченко Н.А., Журба А.Ф. – Минск : НИО : Аверсэв, 2019. – (Библиотека учителя).
Трудовое обучение. 3 кл.: примерное календарно-тематическое планирование : пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Юрченко Н.А., Журба А.Ф. – Минск : НИО : Аверсэв, 2019. – (Библиотека учителя).
Трудовое обучение. 4 кл.: примерное календарно-тематическое планирование : пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Юрченко Н.А., Журба А.Ф. – Минск : НИО : Аверсэв, 2019. – (Библиотека учителя).
Працоўнае навучанне. 1 кл.: прыкладнае каляндарна-тэматычнае планаванне : дапам. для настаўнікаў устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання / Юрчанка Н.А., Журба А.Ф. – Мінск : НІА : Аверсэв, 2019. – (Бібліятэка настаўніка).
Працоўнае навучанне. 2 кл.: прыкладнае каляндарна-тэматычнае планаванне : дапам. для настаўнікаў устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання / Юрчанка Н.А., Журба А.Ф. – Мінск : НІА : Аверсэв, 2019. – (Бібліятэка настаўніка).
Працоўнае навучанне. 3 кл.: прыкладнае каляндарна-тэматычнае планаванне : дапам. для настаўнікаў устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання / Юрчанка Н.А., Журба А.Ф. – Мінск : НІА : Аверсэв, 2019. – (Бібліятэка настаўніка).
Працоўнае навучанне. 4 кл.: прыкладнае каляндарна-тэматычнае планаванне : дапам. для настаўнікаў устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. мовай навучання / Юрчанка Н.А., Журба А.Ф. – Мінск : НІА : Аверсэв, 2019. – (Бібліятэка настаўніка).
4. Особенности организации образовательного процесса
Согласно типовому учебному плану общего среднего образования во II–IV классах на изучение учебных предметов «Беларуская мова» в учреждениях общего среднего образования с белорусским языком обучения и воспитания и «Русский язык» в учреждениях общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания отводится 3 часа в неделю в первом полугодии и 2 часа в неделю во втором полугодии.
На изучение учебных предметов «Русский язык» в учреждениях общего среднего образования с белорусским языком обучения и воспитания и «Беларуская мова» в учреждениях общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания отводится 2 часа в неделю в первом полугодии и 3 часа в неделю во втором полугодии.
На изучение учебных предметов «Литературное чтение» / «Літаратурнае чытанне» в учреждениях общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания отводится 2 часа в неделю.
Учебные занятия по белорусскому (русскому) языку во II классе в учреждениях общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения и воспитания начинаются с вводного курса, который носит интегрированный характер – без разделения на занятия языка и литературного чтения. По завершении вводного курса учебные занятия по учебным предметам «Беларуская мова» и «Літаратурнае чытанне», «Русский язык» и «Литературное чтение» проводятся отдельно.
К 2019/2020 учебному году подготовлено 16-е издание учебного пособия «Беларусь — наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А. Р. Лукашэнкі першакласніку» (составители – Н.Г. Ванина, Л.Ф. Кузнецова, О.И. Тиринова). Учебное пособие предназначено для организации учебно-познавательной деятельности учащихся на учебных и внеклассных занятиях (классных и информационных часах, объединениях по интересам, в группе продленного дня). Электронное приложение к учебному пособию (DVD-диск) содержит мультимедийную информацию по содержанию пособия и методические рекомендации.
В учебном пособии использована технология дополненной реальности, которая позволяет средствами дополнительного контента (аудио-, видеоматериалов, 3D-моделей и т.д.) расширить представления учащихся об изучаемых явлениях окружающего мира. Чтобы увидеть дополненную реальность, читателю понадобится смартфон или планшет с камерой, на которые нужно скачать специальное бесплатное приложение. Подробная инструкция по использованию технологии дополненной реальности дается в конце учебного пособия.
В помощь учителям разработано пособие «Метадычныя матэрыялы для правядзення заняткаў з выкарыстаннем вучэбнага дапаможніка “Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р.Лукашэнкі першакласніку”» и электронного приложения «Беларусь — наша Радзіма» авторов Л.Ф. Кузнецовой, О.И. Тириновой (Пачатковая школа, 2016).
Обучение в I классе начинается с курса «Введение в школьную жизнь», который изучается в течение первых 20 учебных дней в пределах общего количества учебных часов, определенных типовым учебным планом общего среднего образования. Кроме учебных занятий по курсу «Введение в школьную жизнь», проводятся учебные занятия по учебным предметам «Физическая культура и здоровье», «Музыка». Остальные учебные предметы, определенные типовым учебным планом общего среднего образования, изучаются по завершении курса «Введение в школьную жизнь».
Факультативные занятия в I классе проводятся с 1 сентября. Для проведения факультативных занятий в 2019/2020 учебном году рекомендуются учебные программы, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь. Учебные программы и списки компонентов учебно-методических комплексов факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале: www.adu.by / Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 164 Кодекса Республики Беларусь об образовании, пунктом 10 Правил проведения аттестации учащихся при усвоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38, текущая и промежуточная аттестация учащихся I и II классов по всем учебным предметам осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности учащихся, без выставления отметок. В III и IV классах безотметочное обучение осуществляется по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье», «Основы безопасности жизнедеятельности».
Результаты учебной деятельности учащихся III–IV классов по учебным предметам «Беларуская мова», «Літаратурнае чытанне», «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Человек и мир» оцениваются в баллах по 10-балльной шкале в соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674 «Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждениям по учебным предметам» и приказом Министерство образования Республики Беларусь от 29.09.2010 № 635 «О внесении изменений и дополнения в приказ Министерства образования Республики Беларусь от 29 мая 2009 г. № 674».
Цель безотметочного обучения – создание условий для сохранения психофизического здоровья учащихся, развития у них внутренней мотивации учения, становления адекватной самооценки, формирования умений самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
В условиях безотметочного обучения применяются развернутые оценочные суждения, отражающие степень усвоения знаний и умений по учебным предметам, а также индивидуальный уровень развития учеников.
Содержательный контроль и оценка предполагают выявление индивидуальной динамики усвоения учеником знаний и умений по учебным предметам и исключают сравнение учеников между собой. Результаты учебной деятельности рассматриваются относительно личных показателей каждого конкретного ученика. Индивидуальная динамика развития ученика и степень усвоения им знаний и умений определяются в сопоставлении с его же результатами, полученными в предыдущий период обучения.
При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые позволяют зафиксировать индивидуальное развитие каждого ученика и в то же время не заставляют учителя сравнивать учеников между собой, ранжировать по успеваемости (запрещено использование различных «экранов успеваемости класса»).
Любую внешнюю оценку, полученную от педагога, ученик воспринимает как поощрение или наказание, положительное или отрицательное отношение к нему. В связи с этим недопустимо в качестве знаков оценки и самооценки введение эмоциональных атрибутов – солнышка, смайликов, сказочных героев или людей, которые проявляют радость, грусть или иные эмоции. Такие знаки передают ученикам эмоциональный заряд и не воспринимаются ими так же нейтрально, как, например, знаки «+» и «–», указывающие на отсутствие или наличие ошибок в работе. Недопустимой также является замена отметок иными внешними атрибутами (звездочками, цветочками, флажками и пр.), поскольку при этом функцию отметки берет на себя этот предметный знак и отношение ученика к нему идентично отношению к отметке.
В течение всего периода безотметочного обучения учитель целенаправленно работает над формированием у учеников навыков самооценки результатов учебной деятельности.
Для осуществления контроля и оценки результатов учебной деятельности каждого ученика учитель ведет систематический учет усвоения учащимися тех знаний, умений и навыков, которые внесены в основные требования учебной программы по каждому учебному предмету. Форму и способы фиксации учебных достижений учащихся учитель определяет самостоятельно.
В образовательном процессе должны быть представлены как контрольно-оценочная деятельность педагога, так и контрольно-оценочная деятельность учащихся в отношении друг к другу (взаимоконтроль и взаимооценка) и самоконтроль, самооценка учеников.
Результаты контрольно-оценочной деятельности могут выражаться в различной форме: словесной (короткие и развернутые оценочные суждения), графической (например, линейки самооценки и др.), знаковой (знаки «+», «–» и др.).
На каждом уроке педагог дает словесную оценку результатов учебной деятельности учащихся, обращаясь ко всему классу или к отдельным ученикам. Примеры словесных оценочных суждений педагога: «Молодец! Ты правильно решил задачу»; «Молодец! Ты аккуратно выполнил работу»; «Твоя работа достойна высокой оценки»; «Сегодня ты выполнил работу без ошибок. Работал полностью самостоятельно. Молодец!»; «Похвально! Ты сам исправил ошибку в своей работе и объяснил, как решал задачу», «Молодцы! Вы все очень старались, выполняя это упражнение» и др.
Для осознания учениками критериев оценки педагог использует прием «анализ образца». Учитель дает развернутую содержательную оценку различных видов деятельности, на основе которой в ходе коллективного обсуждения выделяются требования, предъявляемые к тому или иному заданию, фиксируются критерии, раскрывается их содержание. Например, критерии оценки устного ответа – правильность ответа, полнота, наличие примеров. Критерии оценки практических действий – правильность выполнения каждого действия, сохранение нужного порядка действий, самостоятельность выполнения. Критерии оценки письменного упражнения – отсутствие ошибок, правильность выполнения всех заданий, аккуратность.
Первоначально учитель использует оценочные суждения, в которых отражено соответствие результатов деятельности учащихся только по какому-либо одному критерию оценки. В дальнейшем учитель объединяет оценочные суждения в связное высказывание, опираясь на структуру текста-рассуждения (тезис – доказательство – вывод).
Самая распространенная графическая форма фиксации результатов учебной деятельности учащихся – линейка самооценки. Для оценки выполненной работы с помощью линейки самооценки учитель вместе с учащимися определяет показатели, по которым эта работа будет оцениваться, например: соответствие образцу, отсутствие ошибок и др. Показателей не должно быть много, поскольку для каждого из них необходима отдельная линейка. Начинать обучение следует с использования только одного показателя, четко сформулированного и понятного ученикам. После определения показателя учитель предлагает самостоятельно проверить свою работу и оценить полученный результат с использованием линейки самооценки. Ученики оценивают работу и ставят условный знак на линейке. При этом соблюдается неизменное требование: самооценка ученика опережает оценку учителя. После того как ученики осуществили самооценку, учитель проверяет работу и ставит свой значок на линейке. Если самооценка ученика и оценка педагога совпадают, то значок ученика обводится в кружок; если не совпадает, учитель ставит на линейке свой значок выше или ниже значка ученика. Таким образом, ученик понимает, почему учитель именно так оценивает его работу, сам видит тот уровень, который им уже достигнут.
Для фиксации результатов контрольно-оценочной деятельности можно использовать знаки «+», «–», «?». Если работа выполнена правильно, без ошибок, ставится знак «+». Если в работе выявлены ошибки, ставится знак «–». Если, оценивая свою работу, ученик не знает, правильно она выполнена или нет, сомневается, есть в работе ошибки или нет, ставится знак «?». Учитель по своему усмотрению может расширить шкалу знаков.
Для осуществления преемственности в контрольно-оценочной деятельности при переходе к 10-балльной системе оценки в III классе необходимо продолжить работу по формированию адекватной самооценки учащихся, познакомить их с критериями и показателями выставления отметок по всем учебным предметам, сопровождать выставление отметок в баллах словесным комментарием учителя.
Рабочие материалы учителя для фиксации степени усвоения учащимися учебного материала могут быть представлены в виде таблиц на отдельных листах или в специальных журналах, тетрадях. Допустима электронная форма фиксации результатов учебной деятельности учащихся. Педагог самостоятельно определяет форму ведения своих рабочих записей и выбор условных знаков.
|
В рабочих материалах можно использовать различные условные знаки:
«» – ученик хорошо знает учебный материал и может применить его на практике. Этим знаком отмечается только прочное усвоение учебного материала, полностью самостоятельная и безошибочная работа ученика;
«+» – знает, умеет, правильно выполняет, но изредка допускает единичные ошибки;
«±» – знает, но недостаточно уверенно; выполняет задания с небольшим количеством ошибок, то есть в большей степени материал усвоен, но требуется небольшая помощь;
«m» – выполняет некоторые задания, но допускает большое количество ошибок;
«–» – не владеет материалом, при выполнении заданий практически во всех случаях делает ошибки; и др.
Пример ведения рабочих записей в таблице на учебных занятиях по обучению грамоте:
Таблица
Контроль за формированием умений и навыков учащихся
на учебных занятиях по обучению грамоте
Фамилия, имя ученика |
Умение определять количество |
Умение делить слова на слоги |
Умение выделять ударный слог |
И т.д. согласно учебной программе |
||||
слов в предложении |
слогов в слове |
|||||||
Иванов С. |
+ |
+ |
+ |
- |
|
|||
Петров А. |
+ |
– |
+ |
– |
|
Если ученик не может сам правильно выполнить задание, учитель не ставит в своей таблице соответствующего знака или ставит знак «–», этим самым определяет для себя необходимость индивидуальной работы с таким учеником над неусвоенным материалом. При этом никакой отрицательной словесной оценки учитель не дает. Оценочные суждения корректируются по мере усвоения учеником материала по пройденной теме, поэтому таблицы, графики, оценочные листы лучше заполнять простым карандашом.
В таблицах можно фиксировать количество ошибок и их характер.
В соответствии с зафиксированными в таблице данными учитель планирует и организует дифференцированную и индивидуальную работу на учебных, стимулирующих и поддерживающих занятиях. Педагог может дополнительно разрабатывать индивидуальные листы учебных достижений учащихся.
В конце учебного года учитель осуществляет содержательный анализ результатов учебной деятельности учащихся, в котором отражает результаты учебной деятельности учащихся в соответствии с требованиями учебной программы. Форма содержательного анализа результатов учебной деятельности учащихся определяется методическим объединением учителей начальных классов. На основе анализа делается вывод о причинах трудностей учащихся в освоении учебного материала, определяются пути, которые позволят устранить проблемы.
В связи с безотметочным обучением в I–IІ классах необходимо учитывать особенности ведения тетрадей. В течение первого года обучения письменные задания по обучению грамоте, математике выполняются в тетрадях на печатной основе. Контрольные работы
в I классе выполняются в тетрадях на печатной основе или на отдельных листах.
Во II классе все виды учебных работ выполняются в рабочих тетрадях, а все виды контрольных работ – в тетрадях для контрольных работ. Тетради для контрольных работ хранятся в учреждении общего среднего образования в течение года и выдаются ученикам для выполнения контрольных работ и работ над ошибками. Все письменные учебные и контрольные работы проверяются учителем после каждого учебного занятия. Ошибки исправляются, отметки в баллах не выставляются.
С целью предупреждения перегрузки учащихся учителю необходимо следить за дозировкой домашнего задания, объяснять на уроке содержание, порядок и приемы его выполнения. Рекомендуется при выборе домашнего задания ориентироваться на содержание учебников и учебных пособий, в которых упражнения и задания для выполнения дома указаны сигналами-символами. Кроме того, информация о домашних заданиях содержится в примерном календарно-тематическом планировании по учебным предметам в графе «Домашнее задание». При этом надо учитывать, что объем и содержание домашнего задания учитель определяет дифференцированно, исходя из конкретной образовательной ситуации и индивидуальных возможностей учащихся.
На дом не задаются:
задания учащимся I класса на протяжении всего учебного года по всем учебным предметам;
задания учащимся IІ–IV классов на выходные и праздничные дни, каникулы, а также после выполнения письменных контрольных работ;
задания, отмеченные звездочкой;
задания по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»;
художественно-творческие задания по учебному предмету «Изобразительное искусство»;
выполнение практических работ по учебному предмету «Трудовое обучение».
Для заучивания наизусть следует предлагать только те стихи или отрывки из стихотворных произведений, которые определены учебной программой. Основная работа по заучиванию стихотворных произведений наизусть проводится на уроке в соответствии с методикой.
Отметки за выполнение учениками III–IV классов учебных работ, в том числе самостоятельных работ, пересказов и сочинений по белорусскому и русскому языкам, выставленные в тетрадях для учебных работ, могут заноситься в классный журнал и дневник ученика по усмотрению учителя.
В соответствии с частью 2 пункта 1 Комплекса мер по совершенствованию системы подготовки спортивного резерва, утвержденного Министерством спорта и туризма Республики Беларусь 30 сентября 2015 года, целесообразно обеспечить проведение учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» на
I ступени общего среднего образования учителями физической культуры, которые имеют соответствующее образование по направлениям специальностей физической культуры и спорта.
Учитывая большой образовательный потенциал экскурсий, значительное количество разноплановых экскурсионных объектов и туристических маршрутов местного значения, считаем необходимым активизировать использование этой формы работы с учетом принципа территориальной доступности, а также необходимости включения регионального краеведческого компонента в образовательный процесс. С этой целью разработан Перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам.
Обязательным условием является использование в образовательном процессе результатов ознакомления учащихся с достопримечательностями Беларуси. С этой целью в Перечне объектов указаны разделы (темы) учебной программы, в рамках изучения которых необходимо предлагать учащимся задания с опорой на знания, впечатления, представления, приобретенные во время экскурсионных программ.
Перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися размещен на национальном образовательном портале: www.adu.by / Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Организация воспитания.
5. Организация методической работы
Для методической работы с учителями начальных классов (на уровне района и учреждений образования) в 2019/2020 учебном году предлагается общая методическая тема «Развитие предметно-методических компетенций учителей начальных классов в условиях обновления содержания образования».
На августовских инструктивно-методических совещаниях рекомендуется включить педагогов в активную деятельность по обсуждению следующих вопросов:
1. Современное нормативное правовое, научно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2019/2020 учебном году:
образовательный стандарт начального образования: цели и ожидаемые результаты начального образования; основные требования к организации образовательного процесса при изучении учебных предметов; требования к результатам освоения содержания образовательной программы начального образования (личностные, метапредметные и предметные);
инструктивно-методические письма по вопросам организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2019/2020 учебном году, создания безопасных условий организации образовательного процесса;
эффективность использования в образовательном процессе на I ступени общего среднего образования компонентов УМК по учебным предметам (учебные пособия и учебники, контрольно-измерительные материалы, дидактические и диагностические материалы, тетради на печатной основе, таблицы, атласы, настенные и контурные карты, другие учебные наглядные пособия);
информационно-методическая поддержка образовательного процесса на I ступени общего среднего образования: использование возможностей национального образовательного портала для организации образовательного процесса; электронные образовательные ресурсы, возможности их использования в образовательном процессе.
2. Контроль как средство получения достоверной информации о результатах учебной деятельности учащихся на различных этапах обучения.
3. Организация и содержание методической работы с учителями начальных классов в 2019/2020 учебном году с учетом анализа результатов предыдущего учебного года.
В течение учебного года рекомендуется провести не менее четырех тематических заседаний методических формирований учителей начальных классов (методическое объединение, школа молодого учителя, школа совершенствования педагогического мастерства, творческие группы и др.) и рассмотреть следующие вопросы теории и методики обучения учебным предметам на I ступени общего среднего образования с учетом эффективного педагогического опыта педагогов региона:
реализация компетентностного подхода в процессе обучения на I ступени общего среднего образования в условиях обновления содержания начального образования;
пути совершенствования предметно-методических компетенций учителей начальных классов;
активизация учебной деятельности учащихся начальных классов по овладению предметными и метапредметными компетенциями;
реализация внутрипредметных и межпредметных связей на учебных занятиях как условие достижения предметных и метапредметных результатов обучения учащихся начальных классов (с учетом предметной специфики);
функциональные возможности учебных пособий для формирования компетенций учащихся, обеспечения образовательных результатов учебной деятельности (с учетом предметной специфики);
формирование читательской грамотности учащихся начальных классов в процессе решение практико-ориентированных задач;
формирование у учащихся начальных классов умения самостоятельно и адекватно оценивать результаты своей деятельности (общие подходы, с учетом предметной специфики);
использование на учебных занятиях приемов обратной связи для своевременного выявления пробелов в знаниях и умениях учащихся, организации коррекционной работы;
эффективность контрольно-оценочной деятельности на уроке как необходимое условие овладения учащимися начальных классов знаниями, умениями, навыками, приобретения опыта деятельности при оперировании ими (общие подходы, с учетом предметной специфики);
приемы организации самостоятельной домашней работы учащихся начальных классов (общие подходы, с учетом предметной специфики);
проектирование и проведение учебных занятий на I ступени общего среднего образования с учетом предметной специфики (диагностическое определение целей деятельности; отбор и структурирование учебного материала; отбор эффективных методов, приемов, форм и средств обучения, стимулирования и контроля; способы мотивации учащихся на учебно-познавательную деятельность, организация учебного взаимодействия; реализация внутрипредметных и межпредметных связей и т.д.);
эффективность самообразовательной деятельности учителей начальных классов в совершенствовании предметно-методических компетенций.