Приложение 15
Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
1. Учебные программы
В 2019/2020 учебном году используются следующие учебные программы:
I класс:
Выяўленчае мастацтва. І клас / Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Пачатковая школа. І клас. – Мінск: Нац. ін-т адукацыі, 2017.
Изобразительное искусство. І класс / Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Начальная школа. I класс. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017.
ІІ класс:
Выяўленчае мастацтва. ІІ клас / Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Пачатковая школа. ІІ клас. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2017.
Изобразительное искусство. ІІ класс / Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Начальная школа. II класс. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017.
ІІІ класс:
Выяўленчае мастацтва. ІІІ клас / Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Пачатковая школа. ІІІ клас. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2017.
Изобразительное искусство. ІІІ класс / Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Начальная школа. III класс. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017.
Выяўленчае мастацтва. III клаc // Зборнік вучэбных праграм для 3 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2017.
Изобразительное искусство. III класc // Сборник учебных программ для 3 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017.
ІV класс:
Выяўленчае мастацтва. IV клаc // Зборнік вучэбных праграм для 4 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2018.
Изобразительное искусство. IV класc // Сборник учебных программ для 4 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – Минск : Нац. ин-т образования, 2018.
Учебные программы размещены на национальном образовательном портале: http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Учебные предметы. I–IV классы / Класс / Изобразительное искусство.
2. Учебные издания
В 2019/2020 учебному году в образовательном процессе будет использоваться новое учебное пособие «Изобразительное искусство, II класс» / «Выяўленчае мастацтва. II клаc» авторов Е.О. Соколовой, Д.С. Сенько. Электронная версия учебного пособия размещена на национальном образовательном портале: http://e-padruchnik.adu.by/.
Рекомендации по работе с новым учебным пособием размещены на национальном образовательном портале: https://www.adu.by/ Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы / II класс / Изобразительное искусство.
К 2019/2020 учебному году по учебному предмету «Изобразительное искусство» изданы пособия для учителей серии «Компетентностный подход»:
Ткач, Е.В. Изобразительное искусство. 1 класс. Дидактические и диагностические материалы : пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белор. и рус. яз. обучения / Е.В. Ткач. – Минск : Пачатковая школа, 2018.
Ткач, Е.В. Изобразительное искусство. 2 класс. Дидактические и диагностические материалы : пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белор. и рус. яз. обучения / Е.В. Ткач. – Минск : Пачатковая школа, 2018.
Ткач, Е.В. Изобразительное искусство. 3 класс. Дидактические и диагностические материалы : пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белор. и рус. яз. обучения / Е.В. Ткач. – Минск : Пачатковая школа, 2018.
Ткач, Е.В. Изобразительное искусство. 4 класс. Дидактические и диагностические материалы : пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белор. и рус. яз. обучения / Е.В. Ткач. – Минск : Пачатковая школа, 2018.
Дидактические материалы носят практикоориентированный характер, предназначены для формирования предметных компетенций и ориентированы на усвоение учащимися учебного материала при осуществлении различных видов деятельности: познавательной, коммуникативной, поисковой, творческой и др. Учитель с учетом особенностей конкретного класса и решаемых образовательных задач определяет способы использования указанных материалов. Диагностические материалы могут использоваться для проверки и оценки образовательных результатов при осуществлении текущего и тематического контроля в процессе фронтальной, индивидуальной или групповой работы. Использование указанных материалов позволит методически грамотно организовать работу по достижению образовательных результатов, предусмотренных учебной программой, в контексте компетентностного подхода.
Объем использования дидактических и диагностических материалов в образовательном процессе учитель определяет самостоятельно.
Полная информация об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 2019/2020 учебном году размещена на национальном образовательном портале: https://www.adu.by/ Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы / класс / Изобразительное искусство / Учебно-методическое обеспечение.
3. Календарно-тематическое планирование
К 2019/2020 учебному году издано примерное календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Изобразительное искусство» для I–IV классов (Минск : Нац. ин-т образования, Аверсэв, 2019). Примерное календарно-тематическое планирование «Изобразительное искусство. 2 класс» размещено на национальном образовательном портале: https://www.adu.by/ Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы / II класс/ Изобразительное искусство / Календарно-тематическое планирование.
4. Особенности организации образовательного процесса
Обращаем внимание, что обучение изобразительному искусству в I–IV классах учреждений общего среднего образования осуществляется на содержательно-оценочной основе (без выставления отметок).
В течение учебного года учитель должен вести систематический учет результатов учебной деятельности учащихся. Форму и вид фиксации результатов усвоения учащимися умений и навыков, предусмотренных учебной программой по учебному предмету «Изобразительное искусство», учитель определяет самостоятельно.
На основе анализа полученных данных учитель организует дифференцированную и индивидуальную работу с учащимися. В конце учебного года учитель осуществляет содержательный анализ результатов учебной деятельности учащихся.
Для выполнения творческих практических работ по учебному предмету «Изобразительное искусство» учащиеся должны иметь альбом или набор бумаги для рисования формата А4. Дидактические упражнения и задания могут выполняться на отдельных листах бумаги формата А5 или в тетрадях на печатной основе. Напоминаем, что тетради на печатной основе не являются обязательными для всех учащихся. Необходимо учитывать, что на выполнение учащимися практической работы на учебном занятии в I классе отводится не менее 25 минут, во II–IV классах – 25–30 минут учебного времени, на выполнение упражнений и заданий – до 5–7 минут.
По учебному предмету «Изобразительное искусство» практические художественно-творческие задания учащимся на дом не задаются. По собственному желанию обучающиеся могут подбирать фотографии объектов природы или репродукции художественных произведений по теме предстоящего занятия. Любого рода внеурочную изобразительную деятельность по инициативе учащихся учителю необходимо поощрять.
Обращаем внимание, что при создании мультимедийных презентаций для уроков изобразительного искусства учителю рекомендуется наряду со всемирно известными художественными произведениями использовать региональный краеведческий материал, а также образовательный потенциал объектов искусства местного значения.
В учреждениях общего среднего образования, в которых осуществляется обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования с изучением учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства (базовая школа-колледж искусств, средняя школа-колледж искусств, гимназия-колледж искусств), по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования наряду с обязательными выпускными экзаменами учащиеся сдают выпускной экзамен по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей в области отдельных видов искусства.
В иных учреждениях общего среднего образования учебные предметы, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства, могут изучаться на факультативных занятиях в пределах максимальной допустимой учебной нагрузки на одного учащегося.
5. Организация методической работы
Для организации деятельности методических формирований учителей изобразительного искусства в 2019/2020 учебном году предлагается единая тема «Развитие предметно-методических компетенций педагогов в условиях обновления содержания образования». Для достижения цели и задач преподавания изобразительного искусства важнейшими условиями являются высокий уровень владения педагогами предметными знаниями, их постоянная актуализация и углубление, ориентация в современных методах художественного образования и творческая реализация в образовательном процессе.
Основными задачами методической работы с учителями изобразительного искусства в 2019/2020 учебном году являются:
повышение качества образовательного процесса по учебному предмету «Изобразительное искусство» посредством совершенствования профессионального мастерства педагогов;
внедрение в образовательный процесс современных методов, приемов и технологий, способствующих организации продуктивной деятельности учащихся на учебных занятиях по изобразительному искусству;
организация контроля и оценки знаний учащихся в условиях безотметочного обучения на уроках изобразительного искусства;
обобщение и распространение эффективного педагогического опыта преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство»;
методическое сопровождение повышения профессионального мастерства учителей, их подготовки к аттестации и квалификационному экзамену.
В рамках организации методической работы с учителями изобразительного искусства в 2019/2020 учебном году особое внимание следует уделить созданию условий для совершенствования предметно-методических компетенций с целью общего и духовно-нравственного развития и творческой самореализации учащихся.
В течение года рекомендуется:
провести не менее 4 заседаний методического объединения;
организовать работу творческих групп и иных методических формирований учителей изобразительного искусства с целью совершенствования профессиональной компетентности педагогов, повышения качества образовательного процесса по предмету;
создать условия для адаптации и развития молодых специалистов посредством обеспечения наставничества, работы школ молодых учителей.
На августовских предметных секциях учителей изобразительного искусства рекомендуется обсудить следующие вопросы:
- Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по изобразительному искусству в 2019/2020 учебном году:
образовательный стандарт начального образования, тебования к качеству обучения изобразительному искусству;
программное обеспечение обучения учебному предмету «Изобразительное искусство» в I-IV классах;
учебно-методическое обеспечение организации образовательного процесса по учебному предмету «Изобразительное искусство»;
особенности реализации компетентностного подхода в образовательном процессе по изобразительному искусству;
содержание и учебно-методическое обеспечение программ факультативных занятий художественной направленности для I-XI классов;
научно-методическая поддержка образовательного процесса по учебному предмету «Изобразительное искусство» и факультативным занятиям художественной направленности в предметных научно-методических журналах.
2. Анализ результатов работы методических формирований учителей изобразительного искусства в 2018/2019 учебном году. Планирование работы методических формирований в 2019/2020 учебном году.
Деятельность методических формирований планируется в соответствии с кадровым потенциалом, профессиональными умениями и навыками, а также с учетом актуальных проблем и имеющегося эффективного педагогического опыта педагогов региона.
В течение учебного года на заседаниях методических формирований учителей изобразительного искусства рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
- Развитие предметно-методических компетенций учителя изобразительного искусства в целях повышения качества образовательного процесса.
- Внедрение в образовательный процесс современных методов, приемов и технологий, способствующих организации продуктивной деятельности учащихся на учебных занятиях по изобразительному искусству.
- Совершенствование умений использовать внутрипредметную и межпредметную интеграцию, синтез искусств в преподавании изобразительного искусства в целях развития творческого потенциала учащихся.
- Формирование системных знаний и предметных умений по организации культурного самовыражения учащихся, освоения языков пластических искусств и их закрепления в восприятии произведений искусства и в художественно-творческой деятельности на уроках изобразительного искусства.
- Организация контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся при безотметочном обучении как условие самореализации учащихся на уроках изобразительного искусства.
- Эффективное использование электронных средств обучения в образовательном процессе по изобразительному искусству.
- Непрерывное развитие профессионально-педагогического потенциала учителя изобразительного искусства в процессе подготовки к аттестации, квалификационному экзамену.
- Решение вопросов духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся на уроках изобразительного искусства.
- Изучение белорусской художественной культуры, региональных культурных традиций в современном социокультурном контексте на учебных занятиях по изобразительному искусству (в рамках Года малой родины в Беларуси).
На сайте государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (www.academy.edu.by) размещены подробные рекомендации по содержанию и организации методической работы с учителями изобразительного искусства в 2019/2020 учебном году, тематика семинаров и повышения квалификации.