Воспитание устойчивого интереса к занятиям физической культуры
Особенностями моей работы с младшими школьниками являются набор средств и методов преподавания, постановка конкретной цели и достижения ее с помощью эмоционального ключа, а именно: я придаю огромное значение сюжетным играм и упражнениям, уделяю большое внимание развитию двигательной инициативы и самостоятельности детей.
Каждому движению стараюсь придать образность (особенно при первоначальном разучивании): ходит петушок, цапля, лошадка (с высоким подниманием бедра), ходят гуси (в полуприседе), косолапый мишка, малыш (мелким шагом), идет великан (широким шагом), подбирается кошка к мышке (крадучись). С гордой осанкой, оглядываясь назад, – «идет лиса – всему свету краса», размахивая в такт музыке руками, – физкультурник (в разном темпе, в различных направлениях – прямо, боком, назад, по кругу, змейкой и т.д.)
Эмоциональные задания способствуют продолжительному бегу без ощущения усталости.
- «Трамвай». Ребята стоят на расстоянии шага друг за другом, одной рукой держась за шнур. Это «трамвай». Поднимаю зеленый флажок, «трамвай» движется шагом, потом бегом. Здесь нужно согласовать движения – не набегать на переднего, не отставать, не выходить в сторону. Поднимаю красный флажок – «трамвай» останавливается, ребята поворачиваются, берутся другой рукой за шнур и с появлением зеленого флажка начинают движение.
«Автомобили». Дети передвигаются бегом в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга и при этом вращают руль. Усложнение: двигаются только при поднятом зеленом флажке, с появлением красного – остановливаются.
«Бабочки». Движутся медленно, размахивая руками. «Самолеты», «жуки», «ракеты» – быстро, в указанном направлении или в рассыпную. Бег широким шагом требует энергичного отталкивания. Увлекательные задания типа «Кто сделает меньше шагов до…» помогают приобрести необходимые навыки. Для улучшения техники бега наиболее эффективен обычный бег в среднем темпе, специальные беговые упражнения.
Общеразвивающие упражнения сюжетного характера.
Наряду с традиционными, строго регламентированными, формами проведения ОРУ (упражнения типа зарядки, с предметами, без предметов), использую следующие формы:
- обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Подготовка к полету на другую планету» и пр.;
- ОРУ на месте: «Проснулись – потянулись», «Самолет на повороте», «Конькобежец», «Мельница», «Дерево», «Мяч», «Ванька-встанька», «Косарь», «Со скакалкой», «На параде»;
- передача с помощью движений отдельных жизненных эпизодов: (стираем, полощем, выжимаем, вешаем сушить, гладим белье);
- умение пользоваться имитацией (идем по глубокому снегу, идем на лыжах, падает снег, играем в снежки, плывем различными способами).
Прыжковые упражнения.
Разными способами вызываю у детей желание повторить действие. Если место приземления ярко обозначить, то «зайчики» будут прыгать на «капусту», «птички» - на «ягодки». Обучая взаимозависимости двигательных действий (чем сильнее оттолкнешься, тем дальше прыгнешь), использую задания, приучающие детей контролировать и оценивать свои действия. Это задания соревновательного типа: «…Кто допрыгнет до зеленого кубика – хорошо, до желтого – очень хорошо, а кто допрыгнет до красного – отлично!…». «Кто достанет шар, висящий выше». Позволяю выполнять упражнения самостоятельно. Одна группа занимается под моим руководством, другая проходит к прыжковым ямам. Назначаю старшего в отделении, который следит за очередностью выполнения, подает команду «Можно!», указывает на ошибки, добивается правильного ухода с ямы после прыжка. Поднимает белый флажок, если все было выполнено правильно, и красный, если допущены ошибки. После того, как ребята выполнят упражнения один раз (если выполняли потоком) или несколько (если фронтально), старшим в отделении становится очередной учащийся.
Ползание и лазание, упражнения в равновесии.
Изображая «альпинистов», «туристов», «пограничников», ребята ползают на четвереньках, по-пластунски с подлезанием под предметы, преодолевают «склоны», «подъемы» по приставленной к гимнастической стенке лестнице или скамейке, по гимнастической стенке.
Упражнения в равновесии дети осваивают в игровых заданиях типа «Кто дольше простоит» (цапля, аист, ласточка, стойкий оловянный солдатик и др.). Наибольший эффект дают движения, выполненные на уменьшенной и повышенной опоре (ходьба и бег по узенькой дорожке, крутой горке). Для развития двигательной инициативы даю следующие задания: «…До середины скамейки будете идти на носках, а дальше – кто как хочет…». «По скамейке будете передвигаться по-разному, не повторяйте движение, которое кто-то уже сделал…». Кроме этого, использую движения в рассыпную: кружения в сочетании с ходьбой, бегом и остановкой по сигналу на двух или одной ноге, в том числе с закрытыми глазами.
Игры с ролевым сюжетом.
Создавая интерес к игре, задаю интригующий вопрос детям: «Хотите быть летчиками? Бегите на аэродром!…» Во время распределения ролей случаются разные конфликты. Стараюсь, чтобы выбор был обязательно мотивирован. Например: «Ребята, пусть первым ловишкой будет Саша. У него сегодня день рождения. Это наш ему подарок. Согласны?» Или: «Настя первая услышала зазывалочку и быстро прибежала на условное место. Она и будет затейница».
Для назначения на ведущую роль использую считалочки (на кого выпало последнее слово, тот будет водить); «волшебную палочку» (всевозможные вертушки – кегли, обруч и др.). Этими приемами пользуюсь в начале игры. Для назначения нового ведущего в ходе игры основными критериями является качество выполнения движения и правил.
В таких играх, как «На выставке картин», «Фигуры», дети ярко проявляют свою инициативу (принимают какую-нибудь позу). Я стараюсь увидеть неповторимость каждого ребенка и дать ему самовыразиться.
Охваченные радостным настроением, дети нарушают правила. Замечания делаю в доброжелательной форме (большое количество замечаний отрицательно сказываются на настроении детей). Ослабленного или неуверенного ребенка, придумав удобный повод, беру в помощь себе на некоторое время (например – подержать второй конец веревки, под которую подлезают «цыплята»).
Использование сюжетно-ролевых игр и упражнений, лежащих в зоне положительного влияния на интерес младших школьников, улучшает условия проведения спортивного часа. Это способствует активному включению детей в решение стоящих перед ними задач, что выражается не только в повышении интереса, двигательной активности, но и в более эффективном воспитании физических качеств.
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УЧЕБНЫХ И ИНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Все педагогические условия, из которых складывается педагогический процесс, целенаправленно создаются педагогом для оптимального развития учащихся. Развитие трактуется как процесс роста, совершенствования, расцвета личности, приращения новых свойств и качеств. Одним из факторов развития человека является его успешность в жизни, которая раздвигает границы развития, окрыляет, возвышает над проблемами жизни, непростыми жизненными обстоятельствами: «Я могу многое, я способен на большее, у меня это обязательно получится!». Успех всегда является источником движения вперед, к новым достижениям.
<article>Что же такое успех? Что есть ситуация успеха, которую педагогу необходимо создавать, заботясь о развитии учащихся? Какими приемами и методами создания ситуации успеха может овладеть педагог? Что препятствует созданию ситуации успеха? Почему «ситуацию неуспеха» (негативную оценку, низкий балл, наказание) многие педагоги считают одним из ведущих и достаточно действенных факторов развития учащихся?
Попытаемся ответить на эти и другие вопросы, которые волнуют как начинающих, так и опытных педагогов.
Успех в развитии личности
Успех определяется как «удача в достижении чего-нибудь», как повышенная результативность в деятельности, «общественное признание», как «достижение поставленных целей в задуманном деле», как ощущение радости, удовлетворения от результата деятельности, от осознания достигнутого в ней. Человек от природы «обречен на успех», механизм успеха встроен в него и работает независимо от сознания.
По мнению психологов, успех - «это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их».
Успех невозможен без неудачи, ведь в таком случае он теряет свою радостную сущность. Достаточно представить себе, что наша жизнь состоит из сплошных успехов, череды нескончаемых удач. Можно ли такую жизнь назвать нормальной? Лишь глубина и острота неуспеха, неудачи помогают человеку постичь всю глубину успеха, ощутить радость от достигнутого.
Анализ различных ситуаций жизнедеятельности человека, в которых субъект деятельности испытывает состояние радости, удовлетворения от сделанного, позволяет выделить следующие функции успеха в развитии личности:
- формирование новых, более сильных и устойчивых мотивов деятельности (положительной мотивации);
- актуализация имеющихся у человека знаний, умений и навыков в новых ситуациях;
- самореализация личности в деятельности, возможность освоения нового опыта;
- улучшение общего самочувствия человека, проявление целого спектра положительных чувств и эмоций;
- формирование позитивной Я-концепции, повышение уровня самооценки, самоуважения.
Понятие «ситуация успеха» в педагогическом процессе
Успех ученика в обучении - это чаще всего результат целенаправленно создаваемой педагогом ситуации успеха как педагогического условия.
«Ситуация» трактуется психологами как система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность. Элементами ситуации являются не только внешние условия развития, но и состояние самого субъекта (внутренние условия), обусловливающие его поведение и деятельность. Ситуация подразумевает предъявление спектра требований к индивиду по выполнению той или иной деятельности, осуществлению какой-либо модели поведения.
Ситуацию успеха в педагогическом процессе можно определить как целенаправленно организованное (созданное) педагогом сочетание внешних и внутренних педагогических условий, которые обеспечивают возможность достижения учащимися значительных результатов в деятельности. Это стратегия и тактика взаимодействия педагога с учащимися для успешности их деятельности. Ситуация успеха предполагает предъявление учащимся системы педагогических требований.
Ситуация успеха «невозможна без мотивации достижения успеха, которая вызывает у человека желание действовать, утвердить себя, получить высокую оценку результатов своего труда».
Среди ведущих факторов (внутренних условий), определяющих уровень мотивации достижения успеха, исследователи называют:
- стремление к успеху (эффективность, результативность любой деятельности зависит от внутренней мотивации - желания, «хотения» чем-то заниматься, что-то делать; если этого нет, то не стоит надеяться на высокие результаты);
- надежду на успех (уверенность человека в своих силах, адекватная оценка своих возможностей в успешном осуществлении какой-либо деятельности способствуют успешной адаптации в ситуации любой деятельности);
- субъективно оцененную вероятность достижения успеха (осознание человеком себя как субъекта деятельности, понимающего, что успех в деятельности зависит, прежде всего, от него самого, его самостоятельности, активности, творческого подхода к делу, рефлексивных умений);
- субъективные эталоны оценки достижений (осознание человеком своих достижений в какой-либо деятельности, взаимодействии с другими; способность и потребность человека в систематической рефлексивной деятельности, готовности к самооценке).
Названные факторы определяют поведенческий сценарий успешного человека, который активно действует, проявляет инициативу, охотно занимается разнообразными видами деятельности, всегда достигая желаемого результата.
Ситуации успеха как комплекс педагогических условий
Внутренние условия (состояние учащегося) в ситуации успеха обусловлены комплексом внешних педагогических условий, целенаправленно создаваемых педагогом.
1. Культуросообразная организация деятельности учащихся. Педагог должен сначала рассказать о целях и порядке выполнения предстоящей деятельности и убедиться в том, что ученики это поняли, осознали. Затем определяются временные рамки, учащиеся получают необходимое оборудование, дидактические материалы и т. д. и приступают к выполнению конкретных предметных действий. Следующий компонент - стимулирование деятельности учащихся (через предъявление различных педагогических требований, одобрение, похвалу, замечания и т. д.). Далее следует контроль и самоконтроль, а также анализ и рефлексия результатов деятельности учащимися.
2. Субъектная позиция учащихся в деятельности. Осознание успеха, удовлетворение от сделанного возникает только в атмосфере равенства участников педагогического взаимодействия, восприятия педагогом ученика как субъекта педагогического процесса - активного, самостоятельного, творческого, имеющего право на самостоятельную деятельность, на индивидуальный путь решения задачи. Субъектная позиция ученика проявляется в его возможности создавать свои смыслы по обсуждаемым проблемам, предъявлять эти смыслы другим, отстаивать их конструктивность. Это не роль приемника готовой учебной информации, а позиция исследователя.
3. Позитивность и оптимистичность оценочной деятельности педагога. Оценивая ход и результаты деятельности школьников, организуя их самооценку, педагог должен стремиться к позитивности, что в первую очередь предполагает глубокое осознание сущности оценочной деятельности как целенаправленной активности по выявлению и вербализации достижений, успехов учащихся, презентации достоинств учащихся в выполнении и результатах деятельности. Оценить другого - значит подчеркнуть его ценность, достижения, достоинства.
Педагогически недопустимо учителю проявлять эмоциональную агрессивность, негативные чувства и эмоции, что в значительной мере препятствует формированию положительной мотивации детей в деятельности.
4. Оценка деятельности, но не личности учащегося. Необходимо различать
оценку деятельности и оценку личности. Человек всегда более чувствителен к оценкам, касающимся его личности, нежели к оценкам деятельности. Педагог всегда должен стремиться
оценивать различные аспекты хода и результатов деятельности и ни в коем случае не переносить эти оценки на личность ученика. К сожалению, в массовой образовательной практике происходит как раз наоборот. Тем самым ущемляется чувство собственного достоинства ученика, понижается его статус в глазах окружающих.
- Сравнение успешности ученика только с его прежним уровнем успешности. Педагогически нецелесообразно (недопустимо) сопоставлять результаты деятельности одних учащихся с достижениями других. Особенно это касается соотношения результатов хорошо успевающих, очень успешных и отстающих учеников. Подобная практика ведет к формированию либо завышенной, либо заниженной самооценки школьников, препятствует адекватности оценки их деятельности.
- Вера в возможности развития учащихся. Содержательную основу позиции педагога должен составлять антропологический постулат: «Нет неспособных детей. Необходимо верить в возможности развития каждого ученика».
7. Любовь педагога к учащимся и своей профессии. Это главное условие конструктивного педагогического взаимодействия во все времена и у всех народов. Любовь педагога к ученику проявляется в стремлении видеть и уважать в каждом ребенке личность, индивидуальность, воспринимать ученика таким, какой он есть, стремиться развить его неповторимость, особенность, отличие от других.
Создание ситуации успеха является проявлением любви педагога ко всем учащимся класса или к конкретному учащемуся в зависимости от складывающегося педагогического взаимодействия.
- Успешность педагога в профессиональной педагогической деятельности. Очевидно, что успех ученика может обеспечить успешный педагог, который испытывает от своей работы, результатов педагогического взаимодействия радость, удовлетворение. Учитель, владеющий широким арсеналом педагогических средств, инновационными педагогическими методами и технологиями, умеющий создавать оптимальные условия развития учащихся, в любой педагогической ситуации добивается расположения своих учеников, вызывает у них чувства удовлетворения, радости от состоявшегося взаимодействия.
- Рефлексия учащимися успешности своей деятельности. Осознание успеха является атрибутом постоянной рефлексии учащимися как хода, так и результатов осуществляемой
деятельности. Целенаправленная организация рефлексивной деятельности школьников позволяет им зафиксировать свое эмоциональное состояние, определить его причины, выделить слагаемые успешного достижения цели.
Приемы создания ситуации успеха
Создание ситуации успеха предполагает использование достаточно широкого спектра различных технологических приемов.
□ Эмоциональное поглаживание. Это один из самых распространенных и популярных
приемов создания ситуации успеха. В его основе - эмоциональный контакт с учащимися через обращение к ним со словами одобрения («Молодец!», «Умница!»), позитивной оценки («Восхитительно!», «Здорово!», «Замечательно!», «Гениально!»), с комплиментами («Вы сегодня прекрасно, очень слаженно работаете», «Как приятно иметь дело с таким творческим человеком!»), через проявление доброжелательности («Уверен, что у вас все получится!», «Пожелаю тебе успеха в этом непростом деле!»), восхищения («Ребята, я горжусь вами!», «Восхищаюсь твоими достижениями», «О, вы, оказывается, горы можете свернуть!»).
«Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, протянуть ему на ладони свое обнаженное сердце, открытое для добра и сочувствия, - и есть сущность того, что условно называется эмоциональным поглаживанием».
□ Анонсирование деятельности. Основной смысл этого приема сводится к предварительному обсуждению с учащимися того, что они должны будут сделать. Реализация приема направлена на осмысленное восприятие учениками предстоящей деятельности, плана, алгоритма ее выполнения для успешного достижения цели. Это своеобразная репетиция предстоящей деятельности. Пошаговое обсуждение порядка работы внушает учащимся уверенность в собственных силах. Этот прием предполагает исключение элемента внезапности, непредсказуемости, таинственности, скрытости.
Педагог не хранит в глубокой тайне предстоящую завтра или через неделю контрольную работу, диктант, выполнение какого-либо творческого задания, а предупреждает учащихся об этих событиях заранее и достаточно подробно обсуждает с детьми порядок выполнения деятельности, способствующий ее высокой результативности. Данный прием педагог применяет прежде всего в работе с учащимися, которые недостаточно уверены в себе.
- Благоприятная оценка. Суть этого приема заключается в позитивном оценивании,
бережном отношении к чувству собственного достоинства ученика, сохранении позитивных эмоций детей, развитии их положительной мотивации в деятельности. Педагог выделяет на первый план именно достижения ученика, успехи, достоинства, сравнивает их с его прежними индивидуальными достижениями.
- Снятие страха перед деятельностью. Реализация приема направлена на
освобождение от психологического зажима, на снятие тревожности в осуществлении какой-либо деятельности. Педагог ободряет учащихся, убеждая, что предстоящая деятельность не является сложной и с ней можно успешно справиться («Это не так сложно, как тебе кажется. Это легко. Ты в этом сам скоро убедишься!»). Если что-то не получается, то не стоит драматизировать ситуацию.
□ Скрытая помощь через подсказку.
Педагог не напрямую (через распоряжение, приказ, инструкцию), а косвенно, через подсказку (намек, совет) обозначает учащемуся более конструктивный, эффективный, успешный путь решения задачи, проблемы («Я полагаю, что удобнее всего было бы делать в таком порядке...»; «Мне кажется, что в центре твоего внимания должно находиться...»; «Мне бы хотелось, чтобы ты не забыл о...»; «А не кажется ли тебе, что целесообразнее это выполнять так...» и т. д.).
□ Персональная исключительность. Суть приема заключается в интерпретации
педагогом результатов любой деятельности ученика как исключительного явления («Именно у тебя это получилось очень оригинальным»; «То, что тебе в итоге удалось сделать, является прекрасным образцом истинного творчества»). Учитель подчеркивает неповторимую особенность ученика.
- Выделение детали. Этот прием связан с опорой только на какую-либо яркую, позитивную, наиболее совершенную деталь, отдельный аспект выполненной работы. Так, например, при оценке сочинения педагог обращает внимание ученика не на допущенные ошибки, а на прекрасное содержание, яркий и образный язык. При анализе детского рисунка (осенний пейзаж) отмечает особую удачу юного художника в изображении тревожности ноябрьского неба, облаков, сознательно опуская оценку других компонентов. Оценивая выступление команды КВН класса, педагог выделяет особенно оригинальное название, а также яркое, динамичное и выразительное представление визитной карточки (даже при не совсем удачном участии команды в других конкурсах).
- Переключение внимания на деятельность. Такое переключение внимания ребенка с самого себя на деятельность осуществляется через усиление социальной значимости предлагаемой деятельности, когда подчеркивается ее особая значимость для всех присутствующих, для общей пользы.
Требования к организации ситуации успеха
- Ситуация успеха должна стать одним из обязательных и необходимых компонентов педагогической среды любого учреждения образования.
- Ситуация успеха является элементом каждого урока, каждого внеклассного воспитательного дела, любого педагогического взаимодействия с учащимися.
- Ситуация успеха в педагогическом процессе всегда предполагает целый комплекс как внутренних, так и внешних педагогических условий; внутренние условия детерминированы создаваемыми педагогом внешними педагогическими условиями.
- Технология создания ситуации успеха предполагает ежедневное использование педагогом специальных технологических приемов.
- Ситуация успеха предполагает рефлексию учащимися своих позитивных чувств и эмоций от состоявшейся деятельности и ее результатов.
Необходимо беречь свое здоровье, прислушиваться к мнению врачей, выполнять их рекомендации и тогда никакие заболевания не страшны. Будьте здоровы!
Как защитить себя и других от ОРИ и гриппа (скачать 354,7 КБ, скачать 28,3 КБ )
О профилактических прививках детям и взрослым (скачать 362,5 КБ )
Памятка по дифтерии (скачать 86,0 КБ )
Профилактика менингококковой инфекции (скачать 317,5 КБ)
Памятка для населения. Профилактика столбняка (скачать 97,1КБ)
РЕКОМЕНДАЦИИ СЛУЖБЫ ЗДОРОВЬЯ
Профилактика всех видов зависимостей путем внедрения активных и интерактивных форм работы
Профилактика нарушений зрения у школьников
Как сохранить хорошее зрение (классный час)
Профилактика зрительного утомления и нарушений зрения по методике В.Ф.Базарного
Лечебно-профилактическая гимнастика для глаз по Э.С. Аветисову
7 лучших упражнений для восстановления и улучшения зрения
Коррекция зрения по Системе Дыхания Алика Муллахметова (для педагогов)
Питание — залог здоровья
Учащимся и родителям о значении своевременного питания
Порядок организации питания учащихся в учреждении образования
Как работать за контрокой (рекомендации доктора Базарного)
Рекомендации школьникам по соблюдению ортопедического режима
ВНИМАНИЕ! ГРИПП!!!