Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ в помощь организаторам летнего отдыха в 2019 году

Дата: 12 июня 2019 в 15:50, Обновлено 2 ноября 2019 в 11:10
Автор: Балыш А. М.

<article>

Ценность и необходимость обеспечения системы восстановления физического, психологического и социального здоровья детей является одной из первоочередных задач летней оздоровительной кампании. Поэтому деятельность воспитательно-оздоровительных учреждений образования направлена на реализацию познавательных интересов личности ребенка через свободный выбор различных форм деятельности, организованный досуг с учетом потребностей различных слоев общества, детских и молодежных организаций различной направленности, с тесным сотрудничеством с предприятиями, организациями, учреждениями науки и культуры. При этом приоритетными являются оздоровительные, образовательные и воспитательные действия, развивающие детей и подростков.

Организация отдыха и оздоровления детей регламентируется организационными документами и локальными актами, документами по организации образовательно-оздоровительного процесса и документами, обеспечивающими безопасное пребывание детей в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования.

Организация деятельности воспитательно-оздоровительных учреждений образования в период летней оздоровительной кампании должна осуществляться в рамках существующего правового поля. Основополагающие нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность воспитательно­оздоровительных учреждений образования и вопросы оздоровления детей,  указаны в официальных источниках (в информационно­поисковой системе «Эталон» Национального центра правовой информации Республики Беларусь размещен тематический банк данных правовой информации «Образование», который содержит систематизированные по разделам нормативные правовые акты, регулирующие различные вопросы образования, в том числе и вопросы оздоровления детей).

Нормативные правовые акты, инструктивно­методические и иные материалы по вопросам организации воспитания и оздоровления детей в воспитательно­оздоровительных учреждениях образования размещены на интернет­портале Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by 
в разделе «Управление социальной, воспитательной и идеологической работы», на сайте Министерства здравоохранения Республики Беларусь http://minzdrav.gov.by в разделе «Для специалистов», на сайте учреждения образования «Национальный детский образовательно­оздоровительный центр «Зубренок» http://zubronok.by в разделе «Оздоровительным лагерям», на сайте Республиканского центра по оздоровлению и санаторно­курортному лечению населения http://www.rco.by в разделе «Документы».

Мероприятия, запланированные в воспитательно-оздоровительном учреждении образования, должны быть направлены на решение задач оздоровления, воспитания, развития детей, удовлетворения их разносторонних познавательных и эстетических потребностей, отражать основы государственной политики в вопросах воспитания.

 3 июля 2019 года наша страна отметит 75-летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков. При планировании воспитательной работы необходимо учитывать важность для Беларуси данной даты.

В рамках празднования 75-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне в период 2019-2020 гг. проходят республиканская акция «Беларусь помнит»  и республиканская героико-патриотическая акция «Великой Победе – 75!».  В период летней оздоровительной компании необходимо активно включиться в реализацию мероприятий данных акций в соответствии с рекомендациями, размещенными на сайте Министерства образования.

В рамках подготовки к празднованию 75-ой годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков возрастает актуальность проведения работы по формированию у учащихся готовности к службе в Вооруженных Силах Республики Беларусь. Рекомендуется запланировать проведение экскурсий в воинские части, встреч с представителями военкоматов, воинами-интернационалистами, военнослужащими.

Важной составляющей воспитания гражданско-патриотической позиции в условиях воспитательно-оздоровительного учреждения образования традиционно является такая форма деятельности как военно-спортивная игра на местности, посредством которых в детской среде воспитывается уважение к армии, ее традициям. Помимо этих задач, подобные игры решают и такие задачи как знакомство с территорией лагеря и окружающей местности, сплочение коллектива, выявление лидеров, воспитание чувства товарищества, развитие двигательных навыков и физическое развитие ребенка. К таким можно отнести  следующие игры: «Зарница», «Патриот», «Мы – солдаты», «Прорыв», «Доставь донесение» и т.д.

Белорусский республиканский союз молодежи в мае 2019 года дал старт молодежному марафону «Беларусь помнит. Родные лица Победы», посвященному 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и созданию одноименного национального альбома памяти с фотографиями прадедов и дедов - освободителей и победителей. Маршрут проведения марафона не позволяет принять участие в данном мероприятии всем желающим, но необходимо организовать информационные беседы о данном марафоне, возможно и с привлечением родителей воспитанников.

Каждый может попробовать принять участие в  патриотическом  проекте  газеты «Переходный возраст»  «Эстафета памяти» и Республиканском творческом конкурсе «Постаці  слаўныя  краю  майго». Подробно о проектах можно узнать на сайте газеты «Переходный возраст» http://www.pvz.by/.

Стоит обратить внимание и на следующую памятную дату - 45 лет со дня присвоения Минску почетного звания «Город-герой». Рекомендуется организовать работу, направленную на изучение воспитанниками прошлого и настоящего Минска, формирование у них чувства уважения и гордости за столицу нашей Родины. Этому будет способствовать и организация экскурсий по г.Минску.

В период летних каникул продолжить и активно включать воспитанников в работу по исследованию, возрождению, популяризации, сохранению и благоустройству историко-культурных, природно-антропогенных, социальных объектов Беларуси.

В рамках мероприятий, посвященных 75-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне, рекомендуется включить воспитанников в организацию и проведение специальных туристических маршрутов по местам боевой славы. По мере возможности, организовать посещение детьми экспозиции Белорусского государственного музея  истории Великой Отечественной войны в г. Минске и региональных музеев.

Перечень рекомендуемых для посещения экскурсионных объектов и туристических маршрутов размещен на сайте учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» (отделение краеведения): http://rctkum.by/.

2018-2020 годы в Беларуси проходят под знаком Года малой родины, что определено соответствующим Указом Президента Республики Беларусь. Документ принят в целях стимулирования социально-экономического развития регионов, формирования активной гражданской позиции у населения, сохранения историко-культурного и духовного наследия.

В 2019 году при проведении мероприятий в рамках Года малой родины необходимо акцентировать внимание на активное вовлечение воспитанников к проведению социально-значимых акций, направленных на дальнейшее развитие регионов: акции по благоустройству и уборке территорий памятников и воинских захоронений, экологические акции, волонтерская помощь ветеранам и одиноким людям и т.п.

Необходимо отразить тематику года в планах воспитательной работы лагеря и отрядов –  через реализацию проектов, общелагерных акций, информационных часов и информинуток, отрядных мероприятий и т.п.

В рамках летней оздоровительной кампании 2019 года продолжится республиканская акция «Малая родина: эстафета полезных дел». План мероприятий акции обновлен и дополнен новыми формами работы.

Одной из особенностей проводимой республиканской акции «Малая родина: эстафета полезных дел» является акцент на развитии практического краеведения непосредственно на местах. Значительная часть краеведческой работы в учреждениях образования проходит через музеи учреждений образования, которым отводится важное место в воспитании подрастающего поколения.

Деятельность музеев является неотъемлемым звеном в системе работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей, представляет собой особое  событийное пространство, создаваемое коллективно и формирующее образовательную среду учреждения образования. Наблюдая за жизнью своей страны, знакомясь с ее историей, природой и культурными особенностями, выполняя отдельные краеведческие задания, воспитанники учатся по-настоящему любить свою страну, дорожить ею.

В Год малой родины необходимо активизировать работу по пополнению экспонатами экспозиций музеев, разработке текстов и проведении экскурсий воспитанниками. Через участие в этой работе воспитанники более детально знакомятся с историей и культурой своей страны, жизнью людей в ней и, следовательно, присоединяются к общенациональным ценностям своего народа.

 При невозможности проведения работы в музеях учреждений образования рекомендуется создать в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования тематические уголки-экспозиции, посвященные малой родине («Моя малая родина — моя гордость», «Большая малая родина», «Неизведанные маршруты малой родины» и т.д.). Дополнена эта работа может быть разработкой и проведением мини-экскурсий по данным экспозициям, подготовка видеопрезентаций и размещением на интернет-страницах оздоровительных лагерей и в социальных сетях.

Акцентировать внимание на достижениях малой родины помогут и различные конкурсы рекламной продукции, направленные на популяризацию рекреационных и туристско-экскурсионных возможностей родных мест (конкурсы плакатов, рекламных видеороликов, радиопередач, интернет-страниц и т.д.).

При планировании воспитательной работы необходимо уделить особое внимание формированию видения воспитанниками дальнейших перспектив развития малой родины через проведение конкурсов среди воспитанников, таких, например, как «Большое будущее малой родины», «Будущее агрогородков глазами детей», «Идеи молодежи для малой родины», «Успешная малая родина – успешная страна» и т.д.

При подготовке воспитательных и досуговых мероприятий необходимо обратить внимание на наполнение содержания воспитательно­оздоровительной деятельности интерактивными творческими и игровыми формами работы, требующими применения знаний о родном крае. Особое место необходимо уделить мероприятиям на родном языке.

Центральным мероприятием республиканской акции станет фестиваль оздоровительных лагерей «Летний маршрут: малая родина» в Национальном детском образовательно-оздоровительном центре «Зубренок», который состоится с 16 по 18 августа 2019 года. Задача данного фестиваля – презентация инновационных форм организации воспитательной работы в оздоровительных лагерях.

Конкурс педагогических команд воспитательно-оздоровительных учреждений образования «Малая родина: уголок счастливого детства», в котором планируется участие педагогические команды из всех регионов Беларуси, пройдет в НДЦ «Зубренок» в октябре  2019 года.

Состоится и  республиканский, ставший уже традиционным, смотр-конкурс на лучший оздоровительный лагерь в номинации «Новые модели организации детского отдыха «Сделаем лето ярче».

С целью повышения профессионального мастерства сотрудников оздоровительных лагерей приглашаем принять участие в методических мероприятиях акции (выездные обучающие семинары на базе воспитательно­оздоровительных учреждений образования страны, скайп­конференции, виртуальные круглые столы, онлайн­консультации и др.). Подробная информация размещена на сайте НДЦ «Зубренок» http://zubronok.by/Оздоровительным лагерям.

В 2019 году Беларусь примет масштабные спортивные соревнования – у нас в стране пройдут II  Европейские игры.

Данное мероприятие необходимо активно использовать для популяризации спортивного движения среди подрастающего поколения. В период проведения летней оздоровительной кампании стоит уделить особое внимание не только организации физкультурно-оздоровительной работы среди детей, но реализации  всевозможных информационно-просветительских мероприятий спортивной тематики, знакомящих воспитанников с развитием олимпийского движения в нашей стране.

         Для знакомства с современной спортивной инфраструктурой Беларуси рекомендуется спланировать и экскурсионные маршруты, знакомящие ребят со спортивными объектами нашей страны («По следам олимпийских чемпионов», «Путешествие с Лесиком», «Здесь готовят будущих чемпионов» и т.п.).

         Во взаимодействии с региональными СДЮШОР необходимо организовывать встречи с известными спортсменами, призерами различных республиканских и международных спортивных соревнований («Разговор с легендой», «Пьедестал успеха», «Спортивная высота», «Малая родина – успешный старт»  и т.п.).

Планирование воспитательных мероприятий целесообразно организовывать с учетом календаря государственных праздников, памятных дат и международных праздничных дней, таких как  Международный день защиты детей (1 июня), День охраны окружающей среды (5 июня), Международный Олимпийский день (23 июня), День молодежи Беларуси (30 июня) и др.

2019 год на пространстве СНГ объявлен Годом книги. По инициативе Президентской библиотеки в странах СНГ реализуется  проект «Читаем вместе - познаем друг друга».  Оздоровительным лагерям рекомендуется подключиться к этому проекту, организовав библиографические информационные часы, викторины, презентации современной литературы  авторов из стран СНГ.

 Особое внимание стоит уделить организации празднования в лагерях Дня Независимости Республики Беларусь (Дня Республики). В этот день необходимо организовать мероприятия, которые знакомят как с историей и традициями нашей страны, так и с современной Беларусью. Это могут быть: информационный час «Беларусь успешная», игровая площадка «Кола беларускіх гульняў», творческий конкурс «Ганаруся, табой, Беларусь», конкурс сочинений «Почему я люблю Беларусь», музыкальный час «Венок белорусских песен», вечерний костер «Белорусские посиделки», дискотека «Беларускі карагод» и т.д. 

При проведении торжественных, общественно значимых мероприятий, спортивных соревнований рекомендуется использовать национальную символику и атрибутику. Необходимо продолжить работу по формированию у воспитанников уважительного отношения к государственной символике, уделив особое внимание размещению, использованию Государственного флага и Государственного герба, исполнению Государственного гимна во время торжественных мероприятий. Необходимую информацию о государственной символике можно найти на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь Pravo.by (Pravo.by Главная / Государство и право / Государственная символика / Государственные символы http://pravo.by/gosudarstvo-i-pravo/gosudarstvennaya-simvolika/gosudarstvennye-simvoly/).

При планировании воспитательной работы, выборе экскурсионных маршрутов, разработке сценариев различных мероприятий необходимо учитывать годовщины знаменательных событий истории и культуры Беларуси: 150 лет со дня рождения Ядвигина Ш., белорусского писателя; 100 лет со дня рождения Василия Хомченко, белорусского писателя; 105 лет со дня рождения Аркадия Кулешова, поэта, переводчика, сценариста, народного поэта Беларуси; 115 лет со дня рождения Павлюка Труса, белорусского писателя; 120 лет со дня рождения Михася Лынькова, белорусского писателя и др.

По возможности рекомендуется организовать посещение учащимися Национальной библиотеки Беларуси, которая реализует проект «Славутыя імёны Бацькаўшчыны».

Одной из важнейших задач, поставленных перед системой образования руководством нашей страны, является поддержка талантливой молодежи. В период летнего оздоровления данная задача решается через организацию работы лагерей по профилю, направлению деятельности, в том числе и через использование такой малозатратной формы как профильные палаточные лагеря. При подготовке к летней оздоровительной кампании необходимо уделить внимание повышению качества подготовки и реализации программ дополнительного образования детей и молодежи в таких лагерях, привлекая к этому специалистов учреждений высшего образования и других структур. Для разработки таких программ рекомендуется использовать типовые программы дополнительного образования детей и молодежи, которые размещены на сайте Министерства образования Республики Беларусь.

Одним из условий успешной реализации программы смены лагеря по профилю, направлению деятельности является  качественный подбор воспитанников в соответствии с профилем смены. Хорошо себя зарекомендовал отбор воспитанников на основе предварительно проводимых конкурсов: учебно-исследовательских работ, эссе, рефератов и т.п. Для проведения конкурсных мероприятий можно организовать предварительную дистанционную презентацию работ с использованием современных информационно-коммуникативных технологий.

Развитие на современном этапе информационно-комуникативных технологий позволяет принимать участие высокомотивированным учащимся не только в республиканских конкурсах и мероприятиях, но и в международных проектах. Посольство Республики Беларусь в Японии предлагает принять участие в международном конкурсе эссе на тему «На пути к обществу доброты», посвященному тому, как дети могли бы изменить окружающий мир. Конкурс организуется  общественной организацией «The Goi Peace Foundation» (www.goipeace.or.jp, эл.почта essay@goipeace.or.jp) при поддержке министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии для двух возрастных групп – младше и старше 14 лет. Сочинения на английском языке необходимо направить организаторам не позднее 15 июня 2019 года.

Не стоит забывать и о преемственности и непрерывности образовательного процесса. Выявляя детей, которые заинтересованы в расширении знаний по предметам, формировать в оздоровительных лагерях соответствующие профильные отряды.

Рекомендуется обратить внимание и на максимальное использованию материальных и методических возможностей учреждений общего среднего образования и учреждений дополнительного образования детей и молодежи, особенно в оздоровительных лагерях, функционирующих в черте населенных пунктов.

Расширение перечня предлагаемых направлений деятельности в лагерях по профилям, направлениям деятельности в лагерях для высокомотивированных детей позволит повысить заинтересованность подростков в оздоровлении в лагерях по профилям, направлениям деятельности.

При любом инновационном подходе к организации детского отдыха и оздоровления самым главным является сохранение жизни и здоровья детей. Следует направить самое пристальное внимание на неукоснительное соблюдение правил безопасного поведения и обеспечение безопасных условий в местах отдыха и оздоровления детей, формирование культуры безопасной жизнедеятельности воспитанников.

Содержание воспитательной работы по данному направлению должно быть направлено на приобщение воспитанников к соблюдению правил безопасности, приобретение знаний и умений действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

В период летней оздоровительной кампании необходимо усиление контроля за соблюдением мер безопасности. Перед проведением воспитательных и оздоровительных мероприятий (экскурсий, походов, купания, спортивных соревнований) с детьми необходимо проводить беседы о соответствующих мерах безопасности. В планирование работы  должны быть включены мероприятия с участием сотрудников МЧС, ГАИ, медицинских работников по обучению правилам безопасного поведения, правилам пожарной безопасности, дорожного движения, поведения на улице, воде, в лесу.

При проведении всех воспитательных мероприятий особое внимание необходимо обратить на обеспечение максимальной безопасности воспитанников. Соблюдение мер безопасности при перемещении детей вблизи автомобильных дорог, перевозке транспортом, проведении массовых мероприятий (спортивных соревнований, праздников и др.), посещении учреждений культуры (театров, музеев, кинотеатров и др.) должно быть обеспечено в полном объеме.

Необходимо продолжить в период летней оздоровительной кампании работу по формированию у обучающихся навыков здорового образа жизни. Важнейшей задачей реализации профилактических программ является формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью, а также содействие в приобретении знаний, развитие умений и навыков здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья. Актуальным остается проведение мероприятий по профилактике употребления наркотических, токсических веществ, спайса: информационные часы; конкурсы и выставки плакатов и рисунков, тематических буклетов; тематические беседы с приглашением специалистов: психологов, врачей, сотрудников правоохранительных органов; демонстрации соответствующих видеоматериалов; акции; дискуссии по правовой тематике и т. д.

Обращаем внимание на выполнение Комплекса мер по поддержанию дисциплины и правопорядка в учреждениях образования, профилактике противоправного поведения.

Редакция газеты «Переходный возраст» ежегодно организует информационно­просветительскую работу, пропагандирующую здоровый образ жизни, а также формирующую у детей и молодежи устойчивые навыки противодействия вредным для здоровья стереотипам поведения. Рекомендуем обратить внимание на Республиканский  творческий  конкурс  среди подростков  на  лучшее  селфи #ЗОЖселфи  и  лучший  пост  #ЗОЖпост для  социальных сетей на тему здорового образа жизни, проводимых редакцией данного издания, и предложить воспитанникам принять в них участие.

        Особое внимание  в оздоровительных лагерях необходимо уделить созданию позитивного интернет-пространствавоспитательно-оздоровительных учреждений образования.  Тематические онлайн-площадки для детей, педагогов и родителей, организация дистанционных консультационных пунктов для родителей, проведение виртуальных родительских собранийпозволяет повышать результативность взаимодействия с семьей, переориентировать детей и подростков на позитивные интернет-источники, повысить информационную безопасность воспитанников. 

С целью предупреждения деструктивного воздействия через Интернет-ресурсы на воспитанников  необходимо организовать работу по регламентированному использованию современных гаджетов в оздоровительном лагере. Обучению молодежи адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению, подготовке подрастающего поколения к безопасной жизнедеятельности в информационном обществе – все это тоже должно стать частью воспитательной работы в оздоровительном лагере.

        Необходимо обратить внимание и на имидж педагога в социальных сетях как составляющую профессионального облика педагога.

И в данном направлении важна совместная  работа педагогического коллектива воспитательно-оздоровительного учреждения образования и семьи, которая может быть организована и с использованием современных средств коммуникации. Наличие постоянного контакта с родителями позволит повысить эффективность воспитательной работы и создаст условия для обеспечения безопасности воспитанников.

Неотъемлемой частью воспитательной работы в оздоровительном лагере должна стать планомерная работа с членами детских и молодежные общественных объединений, и в первую очередь самых многочисленных – Белорусская республиканская пионерская организация и Белорусский республиканский союз молодежи. Особое внимание следует уделить созданию в период летнего оздоровления в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования временных объединений ОО «БРПО» и ОО «БРСМ». Организовываться данная работа должна в тесном взаимодействии с первичными ячейками данных объединений в регионах. Рекомендуется проводить не только разовые информационно-пропагандистские мероприятия, а организовать социально-значимую деятельность, отражающую многоплановость деятельности детских и молодежных общественных объединений (совместные социально значимые творческие проекты и акции, конференции, семинары, встречи, лекции, выставки, концерты и другие мероприятия; обучения по принципу «равный обучает равного», вовлечение воспитанников в общественно полезный труд и т.д.).

Особое внимание следует уделить знакомству детей с основами государственной молодежной политики, с деятельностью молодежных и детских общественных организаций и объединений, входящих в Республиканский реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой. С этой целью необходимо обеспечить взаимодействие с отделами идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкомов, первичными районными организациями детских и молодежных общественных объединений.

Организация работы с активом дружин, отрядов детских и молодежных объединений предполагает использование игровых, интерактивных и других педагогических методик обучения актива (с учетом воз­раста учащихся), направленных на формирование лидерских, организаторских, коммуникативных качеств, способностей, знаний, умений и навыков.

В летний оздоровительный период формы организации работы по лидерскому воспитанию в условиях оздоровительного лагеря (центра) могут быть разные: организация работы школы юных лидеров «Путь к успеху»; включение детей в работу по системе индивидуального роста («Искры моего костра», «Пионерская линейка», «К вершинам Пионеринга»); участие в организационно-игровых проектах («Лидерское ралли», «Молодежный город будущего» и др.); организация работы органов детского самоуправления на уровнях отряда, лагеря; участие в социально-значимой деятельности и др.

В 2019-м году Национальному детскому образовательно-оздоровительному центру «Зубренок» исполняется 50 лет. За время функционирования учреждения сформирована уникальная воспитательная система, накоплен богатый опыт работы с детьми, который НДЦ «Зубренок» распространяет среди воспитательно-оздоровительных учреждений образования Республики Беларусь.

В соответствии с Планом подготовки и проведения мероприятий, посвященных 50-летию учреждения образования «Национальный детский образовательно-оздоровительный центр «Зубренок» в период летней оздоровительной кампании 2019 года воспитательно-оздоровительным учреждениям образования предлагается организовать проведение  тематического дня «Зубренка голос звонкий». На сайте НДЦ «Зубренок» размещены рекомендации по организации данного дня.

Особое внимание следует уделить методическим мероприятиям в процессе подготовки и проведения летней оздоровительной кампании.

Особые требования по подготовке должны предъявляться к вновь назначенным руководителям воспитательно-оздоровительных учреждений образования. Необходимо обеспечить их стажировку на базе действующих образовательно-оздоровительных центров.

Необходимо усилить контроль за прохождением студентами педагогической практики в оздоровительных лагерях. Требует активизации работа руководителей практики не только на подготовительном этапе, но и в процессе работы студентов в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования. Особое внимание рекомендуется уделить организации обучающих мероприятий в оздоровительных лагерях, в том числе и с участием представителей учреждений образования, направивших студентов на педагогическую практику.

Необходимо широко использовать различные формы сетевого взаимодействия специалистов системы отдыха и оздоровления. В период летней оздоровительной кампании НДЦ «Зубренок» в рамках деятельности виртуального методического объединения специалистов системы отдыха и оздоровления планирует организовать ряд вебинаров с презентацией опыта деятельности наиболее успешных воспитательно-оздоровительных учреждений образования.

 Необходимо организовывать планомерную работу по изучению, обобщению и распространению положительного педагогического опыта специалистов воспитательно-оздоровительных учреждений образования, объединив усилия руководства  оздоровительных лагерей и специалистов органов управления образованием.

Социальное партнерство воспитательно-оздоровительных учреждений образования с учреждениями культуры, органами внутренних дел, структурами министерства по чрезвычайным ситуациям и иными государственными структурами должно носить характер постоянного планомерного сотрудничества на протяжении всей оздоровительной кампании.

Для эффективности результата проводимых Государственной автомобильной инспекцией Министерства внутренних делРеспублики Беларусь акций по профилактике аварий с участием детей, необходимо включить в план воспитательной работы профилактические встречи инспекторов ГАИ с детьми, акции по раздаче фликеров, просмотры обучающих фильмов, игры «Веселый светофор», «ПДБ, или Путешествие дорогами безопасности» и др.

Сотрудники Министерства по чрезвычайным ситуациям проводят ряд профилактических акций совместно  с юными спасателями, представителями молодежной общественной организации спасателей-пожарных, деятелями культуры. Для участия в мероприятиях акций необходимо привлекать воспитанников всех типов воспитательно-оздоровительных учреждений образования. Целесообразно запланировать и провести  25 июля мероприятия, приуроченные ко Дню пожарной службы Беларуси (акция  «Один день с МЧС», встреча с представителями профессии, спортивные соревнования, игра на местности «Х-фактор» и др.).

В период летних каникул следует продолжить профориентационную работу с воспитанниками, привлекая к ней специалистов центров социального обслуживания, региональных служб занятости населения и др. С целью ознакомления воспитанников с особенностями различных профессий,  необходимо  организовывать экскурсии на предприятия, в агрогородки, агроусадьбы,  проводить встречи с лучшими представителями различных профессий и тематические дни «День профессии», «Профессии моих родителей», «Ты нужен малой родине» и т.д.

При организации проведения военно-спортивных игр «Зарница», «Патриот», «Зарничка», военизированных эстафет, конкурса инсценированной патриотической песни «Пою тебе, мое Отечество!», тематических дней «Доблесть и слава», «Служу Отечеству!» следует активней привлекать военнослужащих расположенных вблизи военных частей различных родов войск.

Целесообразно привлекать к работе с детьми работников культуры, спорта и физической культуры, членов редакций газет, радио, телевидения; приглашать на встречи с детьми творческие коллективы, людей, добившихся успехов в различных видах социально-значимой деятельности, путешественников, поэтов, писателей, мастеров народного творчества и других.

Следует еще раз обратить внимание на вопросы трудового воспитания в воспитательно-оздоровительном учреждении образования, на функционирование лагерей труда и отдыха с круглосуточным пребыванием детей, организацию воспитательной работы в лагерях труда и отдыха с дневным пребыванием детей, методы стимулирования педагогов, работающих в лагерях труда и отдыха. 

В процессе организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков рекомендуется обратить внимание на формирование правовой культуры воспитанников, усвоение и приобретение навыков поведения, соответствующих правовым нормам.

Необходимо вести систематическую работу с материалами Детского правового сайта, активизировать работу по ознакомлению учащихся с законодательством Республики Беларусь в области молодежной политики, избирательного права, познакомить с основными правовыми понятиями, что будет способствовать повышению уровня правового сознания и формированию правильного понимания своих прав и обязанностей.

В настоящее время большинство вопросов по организации летнего оздоровления детей нашли отражение в методических рекомендациях в помощь организатору летнего отдыха, разработанных в прошлые годы, а также в ряде методических организаций для различных типов лагерей: лагеря с дневным пребыванием детей, лагеря труда и отдыха, лагеря по профилю, направлению деятельности, палаточные лагеря и др. Рекомендуется ознакомиться повторно с данными документами перед началом оздоровительной кампании.

При планировании воспитательной работы в воспитательно­оздоровительных учреждениях образования необходимо руководствоваться едиными требованиями к планирующей документации программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, разработанными Национальным институтом образования, и программой воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.

Приложение 1

Нормативное правовое обеспечение деятельности воспитательно­оздоровительных учреждений образования

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011

2. Указ Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 №542 «О санаторно­курортном лечении и оздоровлении населения»

3. Закон Республики Беларусь «О санитарно­эпидемиологическом благополучии населения» от 07.01.2012

4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.06.2004 № 662 «О некоторых вопросах организации оздоровления детей»

5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 № 1478 «Об утверждении Концепции санаторно­курортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь»

6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.06.2010 № 958 «Об утверждении Положения о порядке организации и финансирования временной трудовой занятости молодежи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учебы время»

7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров» Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 № 89 «Об утверждении Положения о воспитательно­оздоровительном учреждении образования»

8. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17.07.2007 № 35а «Об утверждении Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях»

9. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2012 № 50 «Об утверждении Положения о педагогическом совете образовательно­оздоровительного центра, оздоровительного лагеря»

10. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.03.2008 № 53 «Об утверждении перечня медицинских противопоказаний к оздоровлению»

11. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26.12.2012 № 205 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования к оздоровительным организациям для детей» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь»

12. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 26.05.2011 № 9 «Об утверждении Положения о спортивно­оздоровительном лагере»

13. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 10.07.2007 № 17 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения инструктажа о соблюдении правил личной безопасности туриста, экскурсанта»

14. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.06.2013 № 67 «Об установлении списка работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»

15. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.10.2010 № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную»

16. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15.10.2010 № 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет»

17. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.04.2013 № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования»

18. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 №89 «Об утверждении Положения о воспитательно-оздоровительном учреждении образования»

19. Письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.04.2018 № 3­3­15/4739 «По обеспечению летних оздоровительных лагерей лекарственными средствами и медицинскими изделиями»

20. Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно­курортному лечению населения от 22.05.2018 № 30-о «Об утверждении примерных штатных нормативов численности работников оздоровительных лагерей с круглосуточным пребыванием детей»

21. Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно­курортному лечению населения от 27.03.2019 № 12­о «Об установлении размеров средств республиканского бюджета на удешевление стоимости одной путевки в лагерях с круглосуточным и дневным пребыванием детей в 2019 году»

22. Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно­курортному лечению населения от 25.03.2019 № 11­о «Об утверждении плановых объемов оздоровления детей в оздоровительных, спортивно­оздоровительных лагерях на 2019 год»

23. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 6 сентября 2017 г. № 123 «Об утверждении типовых программ дополнительного образования детей и молодежи»

24. Программы воспитания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе

25. Программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении

26. Концепция детского отдыха и оздоровления

Приложение 2

Календарь государственных праздников, памятных дат
и международных праздничных дней 2018 года

Июнь

1 июня — Международный день защиты детей.

2 июня (первое воскресенье июня) — День мелиоратора Беларуси.

3 июня — Всемирный день велосипеда.

4 июня — Международный день невинных детей — жертв агрессии.

5 июня — Всемирный день охраны окружающей среды.

6 июня — День русского языка в ООН.

8 июня — Всемирный день океанов.

9 июня — Международный день друзей.

9 июня (второе воскресенье июня) — День работников легкой промышленности Беларуси.

12 июня — Всемирный день борьбы с детским трудом

14 июня — Всемирный день донора крови. Международный день блогера

15 июня — Всемирный день ветра.

16 июня (третье воскресенье июня) — День медицинских работников Беларуси.

17 июня — Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой.

20 июня — Всемирный день беженцев.

21 июня — Международный день йоги. Всемирный день гидрографии. Международный день скейтбординга

22 июня — День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны.

23 июня — День государственной службы (ООН).

23 июня — Международный Олимпийский день.

25 июня — День дружбы и единения славян.

25 июня — Международный День моряка.

26 июня — День работников прокуратуры Беларуси.

26 июня — Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом.

27 июня — Всемирный день рыболовства.

29 июня — Международный день тропиков.

30 июня (последнее воскресенье июня) — День молодежи.

30 июня — День экономиста Беларуси, Международный день астероида.

Июль

3 июля — День Независимости Республики Беларусь (День Республики).

6 июля — (первая суббота июля) — Международный день кооперативов.

7 июля — День работников морского и речного флота.

11 июля — Всемирный день народонаселения.

11 июля — Всемирный день шоколада.

12 июля — Всемирный день бортпроводника.

14 июля — День работников налоговых органов Беларуси.

20 июля — Международный день шахмат.

21 июля (третье воскресенье июля) — День металлурга Беларуси.

25 июля — День пожарной службы Беларуси.

28 июля — День работников торговли в Беларуси.

30 июля — Международный день дружбы

30 июля — Всемирный день борьбы с торговлей людьми.

Август

4 августа (первое воскресенье августа) — День железнодорожника Беларуси.

5 августа — Международный день светофора.

8 августа — Международный день альпинизма

9 августа — Международный день коренных народов мира.

11 августа (второе воскресенье августа) — День строителя Беларуси.

12 августа — Международный день молодежи.

15 августа — День археолога.

19 августа — Всемирный день гуманитарной помощи. Всемирный день фотографии.

21 августа — Международный день памяти жертв терроризма.

23 августа — День работников государственной статистики Беларуси.

25 августа — День шахтера (последнее воскресенье августа).

29 августа — Международный день действий против ядерных испытаний.

</article>
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.