Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Особенности организации образоваТельного процесса при изучении учебного предмета «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ»

Дата: 6 августа 2019 в 12:36, Обновлено 2 ноября 2019 в 10:43
Автор: Балыш А. М.

Приложение 19

Особенности организации образоваТельного

процесса при изучении учебного предмета

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ»

1. Учебные программы

В 2019/2020 учебном году используются следующие учебные программы:

IIII классы:

Учебные программы для учреждений общего среднего образования
с белорусским и русским языками обучения и воспитания. Физическая культура и здоровье. I–III классы. – Минск: Нац. ин-т образования, 2017.

IV класс:

Фізічная культура і здароўе. IV клаc // Зборнік вучэбных праграм для IV класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2018.

Физическая культура и здоровье. IV класc // Сборник учебных программ для IV класса учреждений общего среднего образования
с русским языком обучения и воспитания. – Минск : Нац. ин-т образования, 2018.

V класс:

Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. «Фізічная культура і здароўе». V клас. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2019.

Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. «Физическая культура и здоровье». V класс. – Минск : Нац. ин-т образования, 2019.

VI класс:

Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. «Фізічная культура і здароўе».
VІ клас. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2019.

Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. «Физическая культура и здоровье». VІ класс. – Минск : Нац. ин-т образования, 2019.

VII класс:

Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. «Фізічная культура і здароўе». VІІ клас. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2019.

Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. «Физическая культура и здоровье». VІІ класс. – Минск : Нац. ин-т образования, 2019.

VIII класс:

Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. «Фізічная культура і здароўе». VІІІ клас. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2019.

Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. «Физическая культура и здоровье». VІІІ класс. – Минск : Нац. ин-т образования, 2019.

IX класс:

Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Фізічная культура і здароўе. IХ клас. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2019.

Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Физическая культура и здоровье. IХ класс. – Минск : Нац. ин-т образования, 2019.

Фізічная культура і здароўе. IX клас // Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. IХ клас. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2019.

Физическая культура и здоровье. IХ класc // Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. IХ класс. – Минск: Нац. ин-т образования, 2019.

X класс:

Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. «Фізічная культура і здароўе». Х клас. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2019.

Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. «Физическая культура и здоровье». Х класс. – Минск : Нац. ин-т образования, 2019.

XI класс:

Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. «Фізічная культура і здароўе». ХІ клас. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2019.

Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. «Физическая культура и здоровье». ХІ класс. – Минск : Нац. ин-т образования, 2019.

для специальных медицинских групп:

Учебные программы по учебному предмету «Физическая культура
и здоровье. I–XI классы» для специальных медицинских групп учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения и воспитания. – Минск: Нац. ин-т образования, 2017.

Все учебные программы размещены на национальном образовательном портале: https://www.adu.by/ Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы I–IV (V–XI) классы / Физическая культура и здоровье.

Учителю предоставляется право изменять последовательность изучения разделов учебных программ, а также использовать по своему усмотрению содержание и часы вариативного компонента.

2. Организация образовательного процесса

Ежегодно до 1 сентября на основании медицинских справок о состоянии здоровья, выданных учреждениями здравоохранения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, приказом руководителя учреждения общего среднего образования учащиеся распределяются на медицинские группы для учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», занятий «Час здоровья и спорта»: основную, подготовительную, специальную (далее – СМГ), лечебной физкультуры (далее – ЛФК).

Учащиеся, не прошедшие медицинское обследование, присутствуют на уроках по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», занятиях «Час здоровья и спорта», но к практическому выполнению заданий (двигательной активности) не допускаются. Учащиеся допускаются к учебным занятиям по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», к спортивно-массовым, физкультурно-оздоровительным мероприятиям только в спортивной одежде и обуви (пункт 113 Санитарных норм и правил).

Деление класса на группы при изучении учебного предмета «Физическая культура и здоровье» в X–XI классах осуществляется в соответствии с пунктами 54 и 57 Положения об учреждении общего среднего образования. При наличии возможности проведения уроков по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» отдельно для мальчиков (юношей), девочек (девушек) в других классах (I–IX) по решению отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа, согласованному с финансовым управлением (отделом) данного местного исполнительного и распорядительного органа, указанные классы также делятся на соответствующие группы.

В помощь учителю издано примерное календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» для I–IV, V–XI классов (Минск: Нац. ин-т образования, Аверсэв, 2019). Примерное календарно-тематическое планирование для IX класса размещено на национальном образовательном портале: https://www.adu.by/ Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы I–IV (V–XI) классы / Физическая культура и здоровье.

В календарно-тематическом планировании предлагается примерное распределение учебных часов по темам. Учитель имеет право в пределах учебных часов, отведенных на изучение учебного предмета, вносить
в календарно-тематическое планирование изменения с учетом особенностей класса, учебно-материальной базы и наличия спортивного инвентаря, а также разрабатывать собственное календарно-тематическое планирование.

С целью осуществления планирования образовательного процесса по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» учитель ведет следующую плановую документацию:

годовой план-график распределения учебного материала (V–XI классы);

календарно-тематическое планирование учебного материала;

поурочное (текущее) планирование учебного материала (планы-конспекты).

Структурными элементами поурочного (текущего) планирования должны быть: задачи, соответствующие этапам формирования двигательных умений и навыков; упражнения (комплексы упражнений) для формирования двигательных умений и навыков; перечень используемых на учебном занятии оборудования и инвентаря, методов проведения учебного занятия; организационно-методические указания и др.

Годовой план-график распределения учебного материала (V–XI классы) и календарно-тематическое планирование учебного материала согласовываются членом администрации, курирующим учебный предмет «Физическая культура и здоровье», утверждаются директором учреждения общего среднего образования, хранятся в течение всего учебного года в учреждении образования у учителя, который проводит учебные занятия по учебному предмету «Физическая культура и здоровье».

Для проведения факультативных занятий спортивной направленности в I–XI классах используются учебные программы факультативных занятий, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь. Учебные программы факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале: https://www.adu.by/ Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы I–IV (V–XI) классы / Физическая культура и здоровье / Учебные программы факультативных занятий и сайте учреждения «Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов»: www.sporteducation.by / Физическая культура / Учебно-методический комплекс.

В учебных программах по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» предусмотрены часы на обучение плаванию: в I–II классах учреждений общего среднего образования на обучение плаванию предусмотрено до 16 часов, в III–ХІ классах – до 24 часов (при наличии условий за счет раздела «Умения, навыки, способы действий»).

В соответствии с частью второй пункта 1 Комплекса мер по совершенствованию системы подготовки спортивного резерва, утвержденного Министерством спорта и туризма Республики Беларусь 30.09.2015, считаем целесообразным обеспечить проведение уроков по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» на I ступени общего среднего образования учителями физической культуры (имеющими соответствующее образование по направлениям специальностей физической культуры и спорта).

В целях создания условий для организации спортивной подготовки одаренных в спорте учащихся в УОСО по инициативе руководителей специализированных учебно-спортивных учреждений могут создаваться специализированные по спорту классы. Порядок создания и организации работы указанных классов регламентируется Положением
о специализированных по спорту классах, утвержденным постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, Министерства обороны Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь от 08.07.2014 № 18/23/97.

Начиная с 2019/2020 учебного года в учреждениях общего среднего образования могут открываться профильные классы спортивно-педагогической направленности.

Отбор в профильные классы спортивно-педагогической направленности должен осуществляться в соответствии с п.43 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283: классы (группы) с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне формируются из числа лиц, изъявивших желание изучать на повышенном уровне отдельные учебные предметы и имеющих по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования по данным учебным предметам отметки не ниже 7 баллов и средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 6 баллов.

При обучении в классах спортивно-педагогической направленности учащиеся изучают на повышенном уровне учебные предметы «Физическая культура и здоровье» и «Биология» и осваивают содержание учебной программы факультативных занятий «Введение в тренерскую профессию» (к началу учебного года будет размещена на национальном образовательном портале: https://www.adu.by/ Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы I–IV (V–XI) классы / Физическая культура и здоровье / Учебные программы факультативных занятий).

3. Особенности организации учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»

Учебные занятия должны включать в себя подготовительную, основную и заключительную части.

Продолжительность подготовительной части урока составляет 5–15 минут. Во время подготовительной части осуществляется постановка задач на урок, регулировка эмоционального состояния учащихся, психологическая настройка на предстоящую работу, подготовка организма учащихся (центральной нервной, сердечно-сосудистой системы, вегетативных функций, опорно-двигательного аппарата) для наиболее успешного решения задач основной части урока и достижения максимального оздоровительного эффекта. Рекомендуется использовать строевые упражнения, различные виды ходьбы, бега, прыжков, общеразвивающих упражнений как без предметов, так и с раздаточным инвентарем, подвижные игры низкой и средней интенсивности.

Основная часть, как правило, длится 25–35 минут. Задачами данной части урока являются формирование у учащихся физкультурных знаний, двигательных умений и навыков (обучение правильной технике выполнения упражнений); развитие двигательных способностей (силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости); воспитание морально-волевых качеств (трудолюбия, смелости, решительности, взаимопомощи и др.); обучение умению применять приобретенные навыки и качества в условиях жизни, спортивной и трудовой деятельности. При проведении основной части урока рекомендуется использовать общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные упражнения избранного вида спорта, спортивные, подвижные и народные игры.

Заключительная часть предполагает постепенное приведение организма учащихся в относительно спокойное состояние (снятие физической и психической напряженности), подготовку учащихся к последующей за уроком деятельности (организация внимания, дисциплины, собранности, напоминание о санитарно-гигиенических требованиях и т.п.), организованное завершение занятия, подведение итогов, домашнее задание, установку на следующий урок.

В соответствии с пунктом 116 Санитарных норм и правил, медицинский работник совместно с руководителем учреждения образования или его заместителем не реже одного раза в месяц осуществляет контроль за организацией и проведением всех форм физического воспитания учащихся.

4. Особенности организации и проведения учебного занятия «Час здоровья и спорта»

Учебный час, выделяемый на проведение занятия «Час здоровья и спорта», не учитывается при определении максимальной допустимой нагрузки на одного учащегося.

Занятие «Час здоровья и спорта» вносится в расписание учебных занятий учреждения общего среднего образования (если проводится в понедельник–пятницу) или в расписание факультативных занятий (если проводится в субботу). Если занятие «Час здоровья и спорта» внесено в расписание учебных занятий учреждения общего среднего образования, учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к СМГ, группе ЛФК, а также временно освобожденные от учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», обязаны присутствовать на нем. Если занятие внесено в расписание факультативных занятий, то его посещение учащимися, отнесенными к вышеуказанным категориям, необязательно.

На посещение занятия «Час здоровья и спорта» заявления законных представителей учащихся не требуется.

К проведению занятия «Час здоровья и спорта» предъявляются такие же организационные, педагогические, санитарно-гигиенические требования, как и к проведению урока по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». При этом сохраняется тот же порядок разработки и утверждения программно-планирующей документации.

По своему содержанию занятия «Час здоровья и спорта» являются продолжением учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». Поэтому при их планировании и проведении рекомендуется использовать:

учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения и воспитания по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» в каждом классе соответственно;

учебные программы факультативных занятий физкультурно-спортивной направленности, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь;

программно-методические материалы по вопросам организации и проведения учебного занятия «Час здоровья и спорта», включающие перечень и содержание подвижных игр учащихся для I–IV классов, разработанные Министерством образования Республики Беларусь и учреждением «Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов» (размещены на сайте учреждения «Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов»: www.sporteducation.by / Физическая культура / Учебно-методический комплекс);

программно-методические материалы по вопросам организации
и проведения ЧЗС, включающие перечень и содержание спортивных игр (футбол, баскетбол, волейбол, гандбол) для учащихся V-XI классов, разработанные Министерством образования Республики Беларусь и учреждением «Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов» (размещены на сайте учреждения «Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов»: www.sporteducation.by / Физическая культура / Учебно-методический комплекс.

При выборе содержательного наполнения занятий «Час здоровья и спорта»  в V–XI классах количество и перечень изучаемых видов спорта не регламентируется. Например, в I и IV четвертях учебного года можно обучать учащихся элементам игры в футбол или волейбол, а во II и III четвертях – в баскетбол, гандбол или элементам аэробики и атлетической гимнастики.

На занятиях «Час здоровья и спорта» отметки не выставляются.

Обращаем внимание на обеспечение безопасных условий организации образовательного процесса по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», занятий «Час здоровья и спорта».

В результате анализа сведений о травмах, полученных учащимися учреждений общего среднего образования в ходе образовательного процесса на протяжении последних трех лет, установлено, что более трети случаев приходится на травмы, полученные во время учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», «Час здоровья и спорта», причем более 60 % из них приходится на травмы, полученные в результате нарушения правил безопасного поведения учащимися.

Учреждением «Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов» в помощь учителям, руководителям физического воспитания разработаны меры безопасности при организации образовательного процесса по учебному предмету (дисциплине) «Физическая культура и здоровье», занятий «Час здоровья и спорта», физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, дополнительного образования детей и молодежи Республики Беларусь» (размещены на сайте Министерства образования Республики Беларусь: edu.gov.by / Главное управление общего среднего, дошкольного и специального образования / Управление общего среднего образования / Профилактика детского травматизма). При проведении организованных форм физического воспитания обучающихся в учреждениях образования рекомендуем обеспечить соблюдение указанных мер безопасности.

5. Некоторые особенности ведения классного журнала

Запись учебного материала в графе «Содержание учебных занятий» должна соответствовать одной или нескольким темам учебного занятия, быть краткой и лаконичной. Допускается делать сокращения в словах.

Учащимся, временно освобожденным от занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», в классном журнале делается краткая запись «осв. до … » (в соответствии с датой в медицинской справке).

Изучение каждого раздела учебной программы должно начинаться с изучения (повторения) с учащимися правил безопасного поведения на уроке с учетом изучаемого материала, о чем в классном журнале делается соответствующая запись. Например:

ОПБП на уроках л/атл.;

ОПБП на уроках спортигр.

На первом уроке по каждому разделу учебной программы в графе «Содержание учебных занятий» следует указывать вид спорта. Например:

Гимнастика. Два кувырка вперед слитно;

Л/атл. Низкий старт. Бег 60 м.

Последующие записи содержания уроков производятся без указания вида спорта.

Домашнее задание рекомендуется задавать учащимся по усмотрению учителя в индивидуальном порядке.

Домашние задания по своей направленности могут быть трех видов:

задания, связанные с освоением техники отдельных упражнений или комплексов упражнений;

задания, связанные с развитием одного или нескольких физических качеств;

задания, связанные с самостоятельным усвоением теоретических сведений.

В зависимости от вида задания сроки, на которые они задаются, могут составлять от одной-двух недель (первый и третий виды) до одного-двух месяцев (второй вид). Содержание домашних заданий должно соответствовать требованиям учебных программ.

Учет проведенных занятий «Час здоровья и спорта» и их посещаемость учащимися ведется в классных журналах на страницах учебного предмета «Физическая культура и здоровье» в соответствии с указаниями по его заполнению. На левой странице классного журнала указывается дата проведения занятия «Час здоровья и спорта». При отсутствии учащегося на занятии вносится запись «н». На правой странице журнала в графе «Содержание учебного материала» сначала делается запись «ЧЗС» и далее записывается тема занятия.

Несмотря на то, что при проведении занятий «Час здоровья и спорта» в X–XI классах не осуществляется деление на группы, запись в классных журналах делается дважды – в группе юношей и группе девушек. При этом в одной из групп занятие записывается с датой проведения, а во второй группе – без указания даты.

Учащиеся I–XI классов, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе, в первой и последней четвертях учебного года выполняют тестовые упражнения для определения уровня физической подготовленности (кроме учащихся I класса в I четверти).

Показатели уровня физической подготовленности учащихся заносятся учителем, который преподает учебный предмет «Физическая культура и здоровье», на страницы в конце классного журнала. Первая страница должна быть заполнена до 15 октября, вторая страница – не позднее последней учебной недели учебного года.

Учащимся, освобожденным по состоянию здоровья от выполнения одного или нескольких тестовых упражнений, в графе «Результат» делается запись «осв.», то есть «освобожден(а)», а графа «Уровень» (I ступень общего среднего образования), «отметка» (II, III ступени общего среднего образования) остается незаполненной. У учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной группе, СМГ, ЛФК и освобожденных от занятий физической культурой по состоянию здоровья, все графы остаются незаполненными.

На I ступени общего среднего образования итоговый уровень физической подготовленности учащихся не определяется. Результаты каждого из шести тестовых упражнений и соответствующий им уровень развития отдельных физических качеств (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий) заносятся учителем в классный журнал в соответствующие графы.

Учащимся V–XI классов предоставлено право самостоятельно выбирать тестовые упражнения для определения уровня физической подготовленности из предложенных в учебной программе. В конце журнала тем учащимся, которые выполнили все тестовые упражнения, в классный журнал записываются словесная и цифровая отметки уровня физической подготовленности.

 

Таблица

Оценка уровня физической подготовленности

учащихся учреждений общего среднего образования

Уровень физической подготовленности

Средний балл

Соответствие

10-балльной шкале

Низкий

0,4 и менее

0

0,5–1,4

1

1,5–2,4

2

Ниже среднего

2,5–3,4

3

3,5–4,4

4

Средний

4,5–5,4

5

5,5–6,4

6

Выше среднего

6,5–7,4

7

7,5–8,4

8

Высокий

8,5–9,4

9

9,5–10

10

Учащимся, не выполнившим одно или несколько тестовых упражнений, словесная отметка за уровень физической подготовленности не выставляется.

В V–VIII классах уровень физической подготовленности учащихся определяется и заносится в классный журнал, но не учитывается при проведении промежуточной и итоговой аттестации.

В классных журналах V-XI классов в каждой четверти перед отметкой за четверть без указания даты проведения учебного занятия учащимся выставляются отметки за освоение содержания разделов учебной программы «Знания», «Основы видов спорта», «Домашние задания». В IX–XI классах в I и IV четвертях к вышеуказанным разделам добавляется раздел «Уровень физической подготовленности».

6. Аттестация учащихся

Аттестация учащихся по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» осуществляется в соответствии с Правилами проведения аттестации с учетом рекомендаций, изложенных в письме Министерства образования Республики Беларусь от 19.10.2016 № 05-20/4150/дс «О некоторых вопросах аттестации учащихся».

Аттестация учащихся I–IV классов по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» проводится на содержательно-оценочной основе, которая предусматривает словесную оценку результатов учебных достижений учащихся без выставления отметок в баллах.

Учащиеся V–XI классов при освоении содержания учебных программ по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию.

Результаты текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся V–XI классов оцениваются отметками в баллах по 10-балльной шкале, отметками «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)», или делается запись «освобожден(а)». Положительными являются отметки от «1» (одного) до «10» (десяти) баллов, «зачтено» и запись «освобожден(а)».

При изучении раздела «Основы видов спорта» оцениваются не только результаты, но и процесс формирования двигательных умений и навыков (освоение учащимися техники физических упражнений). Отметка может выставляться как за законченное упражнение, так и за отдельные его элементы.

Промежуточная аттестация учащихся выражается в выставлении отметок за четверть с учетом результатов текущей аттестации.

При проведении промежуточной и итоговой аттестации по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к СМГ и группе ЛФК, аттестуются в форме «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)». Учащимся, которые по состоянию здоровья временно или постоянно освобождены от учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», за четверть (год) вносится запись «освобожден(а)».

Итоговая аттестация проводится по завершении учебного года и выражается в выставлении отметки за год как среднего арифметического отметок по четвертям, при этом в каждом отдельном случае вопрос необходимо решать в пользу учащегося.

7. Требования к организации учебных занятий с учащимися подготовительной медицинской группы, СМГ, группы ЛФК.

Учебные занятия по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной группе, проводятся вместе с учащимися основной группы согласно рекомендациям медицинского работника по принципу дифференцированного подхода к физическому развитию учащихся с учетом состояния их здоровья.

В соответствии с пунктом 6 Инструкции о порядке распределения обучающихся в основную, подготовительную, специальную медицинскую группы, группу лечебной физической культуры, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.06.2014 № 38 (далее – Инструкция), в подготовительную группу для занятий физической культурой и спортом распределяются обучающиеся с дисгармоничным физическим развитием и (или) отстающие от сверстников в физической подготовленности, без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья.

Обучающиеся в подготовительной группе допускаются к учебным занятиям по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» согласно рекомендациям врача-специалиста при условии постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений.

К занятиям в объединениях по интересам, секциях, группах по спортивным интересам, клубах по физической культуре и спорту, к подготовке и участию в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, спортивных соревнованиях обучающиеся, относящиеся к данной группе, допускаются индивидуально после дополнительного медицинского осмотра и (или) обследования.

Указанный пункт Инструкции не содержит нормы о допуске обучающихся, относящихся по состоянию здоровья к подготовительной группе, к подготовке и сдаче нормативов по физической подготовке.

Таким образом, учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной группе, выполняют требования учебных программ по освоению двигательных навыков (техника выполнения) с учетом медицинских показаний и противопоказаний и не допускаются к сдаче учебных нормативов по физической подготовке. Указанные исключения не должны влиять на итоговую отметку.

Учебные занятия по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ, проводятся учителями физической культуры, прошедшими специальную подготовку на курсах повышения квалификации. 

Учебные занятия с учащимися СМГ должны быть организованы с начала учебного года. Недопустимо объединять учебные занятия СМГ или проводить их два дня подряд.

Комплектование СМГ на начало учебного года проводится медицинским работником на основании результатов медицинского обследования учащихся.

Согласно пункту 114 Санитарных норм и правил наполняемость специальной группы должна быть не более 12 учащихся. Учебные занятия с учащимися СМГ могут планироваться в расписании учебного дня до или после учебных занятий. Однако целесообразно проводить занятия СМГ одновременно с учебными занятиями по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». Например, один учитель проводит учебное занятие с учащимися класса по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», а другой – учебное занятие с учащимися СМГ этого же класса.

Количество и списочный состав СМГ на начало каждого полугодия утверждается приказом директора учреждения образования на основании сведений, предоставляемых медицинским работником. Часы, отведенные на проведение учебных занятий с учащимися СМГ, входят в объем учебной нагрузки учителя физической культуры. В соответствии с пунктом 77 Положения об учреждении общего среднего образования при разработке учебного плана учреждения, реализующего образовательные программы общего среднего образования, общее количество учебных часов, финансируемых из республиканского и (или) местных бюджетов, увеличивается учредителем на проведение учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» с учащимися, которые по состоянию здоровья отнесены к СМГ. На одну группу выделяется 2 учебных часа в неделю.

Учет занятий с учащимися СМГ ведется в классном журнале любого класса на страницах, отведенных для факультативных занятий. Все записи делаются в соответствии с указаниями по ведению классного журнала. При отсутствии учащихся на занятиях СМГ в журнал вносится запись «н».

Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к группе ЛФК, должны проводиться медицинским работником, прошедшим подготовку по лечебной физической культуре, в оборудованных для этих целей помещениях организаций здравоохранения или учреждений образования.

В классном журнале напротив фамилий учащихся, которые отнесены по состоянию здоровья к СМГ, группе ЛФК или освобождены от учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», в клетках для отметок делается запись «СМГ», «ЛФК» или «осв.» соответственно.

Учащимся, полностью освобожденным по состоянию здоровья от учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», в классном журнале в графах для четвертных, годовых отметок вносится запись «осв.».

У каждого учителя, который проводит занятия в СМГ, должны быть следующие документы по планированию учебного материала:  календарно-тематическое планирование; планы-конспекты учебных занятий. Календарно-тематическое планирование учебного материала утверждается директором учреждения образования и должно храниться в учреждении образования у учителя, который проводит занятия по СМГ, в течение всего учебного года.

Обращаем внимание на необходимость принять меры по полной (100 %) занятости учащихся, освобожденных от двигательной активности на уроке, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, ЛФК и присутствующих на уроке «Физическая культура и здоровье», занятиях «Час здоровья и спорта», с учетом особенностей учреждений образования.

Руководитель учреждения образования несет персональную ответственность за организацию деятельности во время проведения урока «Физическая культура и здоровье», занятия «Час здоровья и спорта» всех учащихся. Ответственность за обеспечение безопасных условий при этом необходимо возлагать на педагогических работников учреждения образования, которые организовывают деятельность вышеуказанных категорий учащихся во время проведения урока (занятия).

Для повышения уровня информированности учащихся и их родителей по вопросам организации образовательного процесса по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», пропаганды физической культуры и спорта в учреждениях общего образования следует оформлять следующие стенды наглядной агитации:

правила безопасности проведения занятий физической культурой и спортом; нормативы и требования на получение значков «Олимпийские надежды», «Спортивная смена», «Физкультурник Беларуси» Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь; 10-балльные шкалы оценки учебных нормативов по освоению умений, навыков; календарный план физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий на учебный год; экран хода круглогодичной спартакиады учреждения образования; лучшие спортсмены учреждения образования; рекорды учреждения образования; спортивная жизнь учреждения образования; нормативы и требования физкультурного комплекса «Защитник Отечества»; экран выполнения нормативов и требований  физкультурного комплекса «Защитник Отечества».

Перечень учебных изданий, в том числе электронных, методических материалов, рекомендуемых для использования в образовательном процессе, размещен на национальном образовательном портале: https://adu.by.

  1. Организация методической работы с учителями

В целях сохранения здоровья учащихся средствами физической культуры и спорта, повышения эффективности образовательного процесса, создания и обеспечения безопасных условий для занятий
по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» рекомендуем включить в планы работы методических объединений учителей на 2019/2020 учебный год следующие вопросы:

нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение физического воспитания учащихся УОСО;

требования к мерам безопасности при организации образовательного процесса по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», занятий «Час здоровья и спорта»;

организация работы с учащимися подготовительной группы здоровья, с учетом дифференцированного подхода к их физическому развитию;

организация занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ;

формы, методы и средства организации подготовки к районным соревнованиям в урочное и внеурочное время;

предметная олимпиада как новая организационно-методическая форма физического воспитания учащихся;

организация работы с высокомотивированными учащимися.

С дополнительной информацией об организации физического воспитания учащихся, оперативными сведениями об итогах проведения республиканских физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, участии белорусских школьников в международных спортивных соревнованиях можно ознакомиться на сайте учреждения «Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов» (http://www.sporteducation.by/).

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.