Приложение 16
Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета
1. Учебные программы
В 2019/2020 учебном году используются следующие учебные программы:
I–III классы:
Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Музыка. І–III класы. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2017.
Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Музыка. І–III классы. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017.
Музыка. III клаc // Зборнік вучэбных праграм для III класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2017.
Музыка. III класc // Сборник учебных программ для III класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017.
IV класс:
Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Музыка. IV клас. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2018.
Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Музыка. IV класс. – Минск : Нац. ин-т образования, 2018.
Музыка. IV клаc // Зборнік вучэбных праграм для IV класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2018.
Музыка. IV класc // Сборник учебных программ для IV класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – Минск : Нац. ин-т образования, 2018.
Все учебные программы размещены на национальном образовательном портале: https://www.adu.by/ Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы.
2. Учебные издания
В 2019/2020 учебном году будет использоваться новое учебное пособие для учащихся:
Ковалив, В.В. Музыка : учеб. пособие для 2 кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : для работы в кл. / В.В. Ковалив, М.Б. Горбунова. – Минск : Пачатковая школа, 2019.
Каваліў, В.В. Музыка : вучэб. дапам. для 2 кл. устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з бел. мовай навучання / В.В. Каваліў, М.Б. Гарбунова. – Мінск : Пачатковая школа, 2019.
Электронные версии учебных пособий размещены на национальном образовательном портале: http://e-padruchnik.adu.by/.
Рекомендации по работе с новыми пособиями размещены на национальном образовательном портале: https://www.adu.by/ Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы.
Обращаем внимание, что в помощь учителю для реализации в образовательном процессе компетентностного подхода изданы дидактические и диагностические материалы (серия «Компетентностный подход»). Дидактические материалы носят практикоориентированный характер, предназначены для формирования предметных компетенций и ориентированы на усвоение учащимися учебного материала при осуществлении различных видов деятельности: познавательной, коммуникативной, поисковой, творческой и др. Учитель с учетом особенностей конкретного класса и решаемых образовательных задач определяет способы использования указанных материалов. Диагностические материалы могут использоваться для проверки и оценки образовательных результатов при осуществлении текущего и промежуточного контроля в процессе фронтальной, индивидуальной или групповой работы. Использование указанных материалов позволит методически грамотно организовать работу по достижению образовательных результатов, предусмотренных учебной программой, в контексте компетентностного подхода.
Полная информация об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебному предмету «Музыка» в 2019/2020 учебном году размещена на национальном образовательном портале: https://www.adu.by/ Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы.
3. Календарно-тематическое планирование
К 2019/2020 учебному году издано примерное календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Музыка» для I–IV классов.
4. Особенности организации образовательного процесса
В соответствии с Планом мероприятий по формированию в обществе культа государственных символов Республики Беларусь, утвержденным Главой Администрации Президента Республики Беларусь от 13.05.2013 № 10/91, в ходе преподавания учебного предмета «Музыка» у обучающихся учреждений общего среднего образования необходимо сформировать умение исполнять Государственный гимн Республики Беларусь и правильно вести себя при его официальном исполнении.
Обучение музыке в I–IV классах учреждений общего среднего образования осуществляется на содержательно-оценочной основе (без выставления отметок).
В течение учебного года учитель должен вести систематический учет результатов учебной деятельности учащихся. Форму и вид фиксации результатов усвоения учащимися умений и навыков, предусмотренных учебной программой по учебному предмету «Музыка», учитель определяет самостоятельно.
По учебному предмету «Музыка» выполнение домашних заданий не предусматривается.
В учреждениях общего среднего образования, в которых осуществляются обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования с изучением учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства (базовая школа-колледж искусств, средняя школа-колледж искусств, гимназия-колледж искусств), по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования наряду с обязательными выпускными экзаменами учащиеся сдают выпускной экзамен по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей в области отдельных видов искусства.
В иных учреждениях общего среднего образования учебные предметы, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства, могут изучаться на факультативных занятиях в пределах максимальной допустимой учебной нагрузки на одного учащегося.
5. Дополнительные ресурсы
Полезную информацию для подготовки к учебным занятиям можно найти на национальном образовательном портале: https://www.adu.by/ Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы.
6. Организация методической работы
Для организации деятельности методических формирований учителей музыки в 2019/2020 учебном году предлагается единая тема «Развитие предметно-методических компетенций педагогов в условиях обновления содержания образования».
Основными задачами методической работы с учителями музыки в 2019/2020 учебном году являются:
повышение качества образовательного процесса по учебному предмету «Музыка» посредством совершенствования профессионального мастерства педагогов;
внедрение в образовательный процесс современных методов, приемов и технологий, способствующих организации продуктивной деятельности учащихся на учебных занятиях по музыке;
организация контроля и оценки знаний учащихся в условиях безотметочного обучения на уроках музыки;
обобщение и распространение эффективного педагогического опыта преподавания учебного предмета «Музыка» на базовом уровне и на факультативных занятиях музыкальной направленности;
методическое сопровождение повышения профессионального мастерства учителей, их подготовки к аттестации и квалификационному экзамену.
В рамках организации методической работы с учителями музыки в 2019/2020 учебном году особое внимание следует уделить созданию условий для совершенствования предметно-методических компетенций учителей музыки с целью общего и духовно-нравственного развития учащихся, их творческой самореализации.
В течение года рекомендуется:
провести не менее 4 заседаний методического объединения;
организовать работу творческих групп и иных методических формирований учителей музыки с целью совершенствования профессиональной компетентности педагогов, повышения качества образовательного процесса по предмету;
создать условия для адаптации и развития молодых специалистов посредством обеспечения наставничества, работы школ молодых учителей.
Деятельность методических формирований планируется в соответствии с кадровым потенциалом, профессиональными умениями и навыками, а также с учётом актуальных проблем и имеющегося эффективного педагогического опыта учителей региона.
На августовских предметных секциях учителей музыки рекомендуется обсудить следующие вопросы:
1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по музыке в 2019/2020 учебном году:
образовательные стандарты общего среднего образования;
программное обеспечение обучения учебному предмету «Музыка» в I–IV классах;
учебно-методическое обеспечение организации образовательного процесса по учебному предмету «Музыка»;
особенности реализации компетентностного подхода в образовательном процессе по музыке;
содержание и учебно-методическое обеспечение программ факультативных занятий музыкальной направленности для I–XI классов;
научно-методическая поддержка образовательного процесса по учебному предмету «Музыка» и факультативным занятиям музыкальной направленности в предметных научно-методических журналах.
2. Анализ результатов работы методических формирований учителей музыки в 2018/2019 учебном году. Планирование работы методических формирований в 2019/2020 учебном году.
В течение учебного года на заседаниях методических формирований учителей музыки рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
1. Развитие предметно-методических компетенций учителя музыки в целях повышения качества образовательного процесса.
2. Внедрение в образовательный процесс современных методов, приемов и технологий, способствующих организации продуктивной деятельности учащихся на учебных занятиях по музыке.
3. Совершенствование умений использовать внутрипредметную и межпредметную интеграцию, синтез искусств в преподавании музыки в целях развития творческого потенциала учащихся.
4. Решение вопросов духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся на уроках музыки.
5. Организация контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся при безотметочном обучении как условие развития учащихся на уроках музыки.
6. Особенности использования электронных средств обучения в образовательном процессе по музыке.
7. Непрерывное развитие профессионально-педагогического потенциала учителя музыки в процессе подготовки к аттестации, квалификационному экзамену.
8. Изучение белорусской музыкальной культуры, региональных культурных традиций в современном социокультурном контексте на учебных занятиях по музыке (в рамках Года малой родины в Беларуси).
На сайте государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (www.academy.edu.by) размещены подробные рекомендации по содержанию и организации методической работы с учителями музыки в 2019/2020 учебном году, тематика семинаров и повышения квалификации.