Модель школьной службы здоровья
МОДЕЛЬ
«ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»
Политика, в которой заложено наше будущее – это здоровье детей, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Согласно статистическим данным, за период обучения детей в школе, состояние здоровья части детей ухудшается. Проблема сохранения здоровья учащихся в настоящее время является не только педагогической, но и обрела социальное значение.
Самое ценное, что есть у человека – это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье. Сегодня проблема сохранения здоровья детей все более отчетливо осознается представителями системы образования как профессионально значимая. Это объясняется, прежде всего тем, что само понятие «здоровье» трактуется более широко, чем просто отсутствие заболеваний. Под здоровьем сегодня понимается естественное состояние организма, полное физическое, психическое, духовное, моральное и социальное благополучие, уровень физического развития, соответствующий возрасту.
Коллектив нашей школы рассматривает здоровье как цель, содержание и результат педагогического процесса, как условие, фактор и критерий успешности взаимодействия учителей и учащихся в образовательной деятельности. Деятельность педагога к педагогическому процессу направлена как на обучение, так и на обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья.
Модель «Школа-территория здоровья» объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива, медико-психологической службы, общественности по формированию культуры здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.
Здоровый образ жизни – это отражающая совокупность индивидуальных разумных способов организации жизнедеятельности, которые удовлетворяют естественные, материальные, духовно- нравственные и социальные потребности человека, реализуют его ценностное отношение к своему здоровью и оздоравливают социокультурные условия жизни человека. То есть, здоровый образ жизни – это есть индивидуальная стратегия жизнедеятельности человека по достижению состояния благополучия, реализующаяся на основе ценностных социокультурных представлений о феномене «здоровье» и с учетом индивидуальных особенностей жизнедеятельности. Для решения проблемы по существу необходимы не просто профилактические мероприятия (санитарно-гигиенические, медицинские мероприятия по улучшению показателей заболеваемости, физического и нервно-психического развития и т.п.), а создание целостной системы обучения и воспитания в данном учреждении, которая способствовала бы формированию потенциала здоровья и здоровой личности ребенка и вела к оздоровлению всего школьного коллектива.
Цель: разработка комплексного подхода к сохранению здоровья школьников, создание условий, способствующих формированию навыков здорового образа жизни и здорового поведения
Задачи:
- воспитание у обучающихся культуры здоровья (формирование грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести ЗОЖ, заботиться о собственном здоровье);
- организация здоровьесберегающего образовательного пространства (отсутствие перегрузок; выполнение санитарно-гигиенических нормативов; использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе);
- разработать и внедрить технологии психологического и социального сопровождения обучения детей в школе;
- организовать систему кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся;
- привлечь внимание родителей к проблеме сохранения здоровья детей в процессе обучения их в школе и дома.
Условия, позволяющие рассматривать школу как территорию здоровья:
Физкультурно-оздоровительные |
Санитарно-гигиенические |
Содержательно-методические |
Диагностические |
Социокультурные |
Механизм реализации модели:
- Разработка и апробация комплекса диагностических методик для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности, используемых в образовательном учреждении.
- Мониторинг состояния здоровья детей. Учёт заболеваемости детей, контроль физической подготовленности.
- Комплексная профилактика, развивающая и диагностико-коррекционная работа, направленная на предупреждение и преодоление недостатков психического развития.
- Создание благоприятного психологического климата в классах.
- Организация работы валеологических уголков в классах.
- Пропаганда здорового образа жизни среди школьников, их родителей и жителей социума.
- Организация работы спортивных секций, кружков. Вовлечение родителей в активный досуг.
Обсуждение проблем здоровья на педагогических советах, конференциях, семинарах, консультациях. Обмен опыта работы по сохранению здоровья детей с педагогами других образовательных учреждений.
<article>
УТВЕРЖДАЮ: директор государственного учреждения образования «Учебно-педагогический комплекс Сморгонский ясли-сад - начальная школа» _______ Ю.Г.Удальева « »______________ |
ПОЛОЖЕНИЕ
о Службе здоровья государственного учреждения образования «Учебно-педагогический комплекс Сморгонский ясли-сад-начальная школа»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Служба здоровья учреждения образования (далее - Служба здоровья) – организационная форма взаимодействия специалистов школы по обеспечению условий для сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса, развития культуры здоровья и на ее основе формирования здорового образа жизни.
1.2.Положение принимается Педагогическим Советом работников учреждения образования и утверждается директором учреждения образования.
1.6. Положение является локальным нормативным актом, регламентирующим деятельность учреждения образования.
1.7. Положение принимается на неопределенный срок.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
2.1. Целью Службы здоровья является создание здоровьесберегающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организацию здоровьесберегающего уклада жизни учреждения образования .
2.2. Задачами Службы здоровья являются:
- Повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры среди всех субъектов образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей;
- Организация внутренней среды учреждения образования, обеспечивающей здоровьесберегающий характер образовательного процесса и личную (коллективную) безопасность учащихся;
- Создание условий, обеспечивающих уменьшение рисков заболеваемости учащихся наиболее распространенными болезнями, в т.ч. обусловленными образовательным процессом и социально обусловленными заболеваниями.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. К основным направлениям деятельности Службы здоровья относятся:
- мониторинг здоровья и образа жизни обучающихся (воспитанников) и педагогов, качества здоровьесберегающей среды учреждения образования;
- повышение готовности педагогов и специалистов к здоровьесберегающей деятельности;
- содействие укреплению здоровья обучающихся и педагогов, в то числе медицинское и санитарно-гигиеническое обеспечение образовательной среды и образовательного процесса;
- внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий воспитания и обучения, направленных на формирование культуры здоровья и здорового образа жизни у обучающихся;
- валеологическое, психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся .
4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ
4.1. Служба здоровья находится в непосредственном подчинении у директора учреждения образования.
4.2. Руководитель службы здоровья назначается и освобождается от должности приказом директора учреждения образования.
4.3. Организационная структура Службы здоровья определяется администрацией учреждения. В соответствии с возможным составом специалистов и задачами в Службе здоровья выделяются структуры, за которыми закрепляются определенные полномочия и ответственность
4.4. В Службу здоровья входят ответственные и наиболее компетентные в данной области специалисты:
- ответственный за физкультурно-оздоровительное направление (учитель физической культуры);
- ответственный за медицинское направление (медицинская сестра)
- ответственный за социально-педагогическое направление (социальный педагог)
- ответственный за психологическое направление (психолог школы)
- ответственный за валеологическое, информационное обеспечение (заместитель директора по ВР).
Функциональные обязанности специалистов определяются руководителем учреждения образования.
4.5. Порядок создания Службы здоровья:
4.5.1. Служба здоровья создается приказом руководителя учреждения образования.
4.5.2. В соответствии с задачами и направлениями деятельности Службы здоровья руководитель учреждения вносит изменения в должностные инструкции специалистов – работников Службы здоровья.
4.5.3. В своей работе Служба здоровья руководствуется настоящим положением, а также программой развития образовательного учреждения, работу организует деятельность на основе плана работы на учебный год, который утверждается директором учреждения образования.
4.8. Служба здоровья регулярно информирует участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся и их родителей) о результатах деятельности учреждения по созданию здоровьесберегающей образовательной среды.
4.9. Деятельность Службы здоровья строится на основе социально-педагогического партнерства с родителями учащихся (воспитанников), а также с учреждениями дополнительного образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания, общественными организациями.
5. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ И СПЕЦИАЛИСТОВ СЛУЖБЫ
5.1. Руководитель службы здоровья учреждения образования обязан:
- совместно с администрацией учреждения осуществлять подбор и профилизацию кадров по основным направлениям деятельности службы;
- осуществлять руководство разработкой плана работы по укреплению здоровья школьников, планировать и осуществлять конкретные меры по ее реализации;
- осуществлять руководство всеми направлениями деятельности Службы здоровья.
- участвовать в ресурсном и научно-методическом обеспечении деятельности Службы здоровья, разрабатывать учебно-методическую документацию и рекомендации по различным направлениям ее деятельности;
- координировать совместную деятельность Службы здоровья с подразделениями учреждения образования и организациями и учреждениями, работающими в сфере обеспечения здоровья;
- обеспечивать повышение уровня профессиональных знаний специалистов Службы здоровья и педагогического коллектива в области обеспечения здоровья участников образовательного процесса;
- осуществлять анализ деятельности Службы здоровья, обобщать и представлять полученные результаты субъектам образовательного процесса – педагогам, учащимся и их родителям;
5.2. Руководитель Службы здоровья образовательного учреждения имеет право:
- делегировать полномочия специалистам Службы здоровья по вопросам организации здоровьесберегающей деятельности;
- созывать совещание специалистов службы здоровья для изучения актуальных проблем учреждения и координации работы в области здоровьсберегающей деятельности;
- участвовать в работе органов управления учреждением образования;
- вносить предложения по вопросам развития учреждения образования, коррекции образовательного процесса и педагогической деятельности в учреждении на основе мониторинга здоровья;
- посещать занятия, уроки, иные мероприятия, проводимые в учреждении для анализа и оптимизации образовательного процесса и педагогической деятельности на здоровьесберегающей основе;
- ставить перед советом учреждения образования вопросы, связанные с совершенствованием службы здоровья.
5.3. Специалисты Службы здоровья образовательного учреждения обязаны:
- популяризировать здоровый образ жизни, в т.ч. и личным примером;
- участвовать в разработке плана мероприятий по сохранению и укреплению здоровья школьников;
- участвовать в проведении мониторинга, коррекции здоровья и индивидуального стиля жизнедеятельности учащихся и педагогов;
- планировать работу в соответствии с функциональными обязанностями данного специалиста, направлениями деятельности службы здоровья и выявленными проблемами учреждения на основе результатов мониторинга здоровья;
- реализовывать все направления деятельности Службы здоровья на основе взаимодействия, принципов паритета и взаимодополняемости;
- согласовывать ценности и цели Службы здоровья с коллегами, обучающимися родителями, содействовать созданию единой здоровьесберегающей среды учреждения;
- повышать свою квалификацию в области обеспечения здоровья участников образовательного процесса.
5.4. Специалисты Службы здоровья образовательного учреждения имеют право:
- участвовать в обсуждении вопросов, касающихся деятельности Службы здоровья, и вносить предложения по ее совершенствованию;
- взаимодействовать с организациями и учреждениями, работающими в сфере обеспечения здоровья;
- вносить предложения по улучшению материально-технического обеспечения Службы здоровья.
6. ФИНАНСИРОВАНИЕ
6.1. Финансирование Службы здоровья осуществляется за счет средств бюджета.
6.2. Оплата труда производится, в том числе, и из привлеченных внебюджетных средств.
7. Документация службы здоровья
7.1. Для регламентации деятельности службы здоровья необходимы следующие документы:
– Настоящее положение;
– Приказ директора школы о составе и руководителе службы здоровья;
– Программа сохранения и укрепления здоровья школьников.
– Годовой план работы;
– Отчет о работе службы здоровья за прошедший учебный год;
– Сведения о результатах мониторинга здоровьесберегательной образовательной среды.
– Протоколы совещаний.
7.1. Документация о деятельности службы здоровья хранится не менее чем за три года.
ПЛАН мероприятий по реализации проекта «Школа - территория здоровья»
ПЛАН
мероприятий государственного учреждения
образования «Учебно-педагогический комплекс
Сморгонский ясли-сад – начальная школа» по
реализации проекта «Школа - территория здоровья»
1. Организация образовательного процесса. Режим работы учреждения |
|||
1.1. |
Расписание игровых, учебных, факультативных занятий. Оптимальная организация учебного дня и недели с учетом возможных нагрузок для обучающихся различных возрастных групп |
сентябрь |
Петух Е.И., заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
1.2. |
Организация внеурочной деятельности, мероприятий шестого школьного дня |
сентябрь |
Руководители методических объединений, Петух Е.И., заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
1.3. |
Организация индивидуальных занятий с детьми на дому |
в течение года сентябрь |
Петух Е.И., заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
1.4. |
Работа педагогов, направленная на формирование здорового образа жизни через учебные предметы (ОБЖ, физическая культура и здоровье и др.) |
по учебным программам в течение года |
педагоги |
1.5. |
Внедрение здоровьесберегающих технологий, создающих комфортные условия для образования и воспитания школьников |
постоянно |
Петух Е.И., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагоги |
1.6. |
Преподавание учебного материала с учетом возрастных особенностей учащегося и отклонений в здоровье |
постоянно |
Петух Е.И., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагоги |
1.7. |
Организация работы логопедической службы с воспитанниками дошкольных групп, учащимися І-ІV классов |
сентябрь |
учитель-дефектолог |
1.8. |
Создание условий и обеспечение материально-технической базы для проведения уроков физической культуры и здоровья |
постоянно |
Удальева Ю.Г., директор, Тымченко Л.В., заместитель директора по АХЧ |
1.9. |
Ношение сменной обуви |
постоянно |
Классные руководители |
1.10. |
Мониторинг здоровья детей |
постоянно |
Медицинские работники (по согласованию) |
1.11. |
Организация в режиме учебного дня - правильное размещение учащихся при посадке; - гимнастика до уроков (І-ІV классы); - физминутка на уроках (І-ІV классы); - гимнастика для глаз на каждом уроке; - режим проветривания; - динамические паузы между уроками |
ежедневно постоянно |
учителя, классные руководители |
1.12. |
Просветительская деятельность и пропаганда по вопросам охраны и сбережения здоровья: - через проведение уроков по ОБЖ; - проведение классных часов, бесед, круглых столов и др. по вопросам сохранения здоровья; - привлечение учащихся к исследовательской работе по вопросам экологии окружающей среды и здоровья - работа лекторской группы по вопросам здорового образа жизни |
по плану |
педагоги, классные руководители, Ермак Е.Н., соц. педагог, |
2. Контроль за учебной нагрузкой |
|||
2.1. |
Рациональное распределение контрольных работ |
график |
Петух Е.И., заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
2.2. |
Контроль за дозировкой домашнего задания |
по плану самоконтроля |
Петух Е.И., заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
2.3. |
Внедрение в образовательный процесс здоровье сберегающих технологий |
постоянно |
Петух Е.И., заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
3. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к условиям обучения обучающихся охраны их здоровья |
|||
3.1. |
Выполнение санитарно гигиенических норм к условиям обучения в здании учреждения |
постоянно |
Тымченко Л.В., заместитель директора по АХЧ |
3.2. |
Создание условий на территории учреждения для учебных, игровых занятий и отдыха |
постоянно |
Тымченко Л.В., заместитель директора по АХЧ |
3.3. |
Обеспечение светового и теплового режима в учреждении |
постоянно |
Тымченко Л.В., заместитель директора по АХЧ |
3.4. |
Своевременный инструктаж по охране труда и соблюдению требований санитарно-гигиенических норм работников учреждения и учащихся |
регулярно |
ответственные лица |
4. Медицинское обслуживание |
|||
4.1. |
Сбор информации о состояние здоровья детей |
сентябрь |
медицинские работники (по согласованию) |
4.2. |
Плановые медицинские осмотры, прививки обучающихся |
по плану |
медицинские работники (по согласованию) |
4.3. |
Прохождение медицинских обследований работниками учреждения |
по графику |
работники учреждения |
4.4. |
Установление специального режима в период эпидемии |
в период эпидемий |
классные руководители, |
4.5. |
Оказание первой доврачебной помощи ребенку |
по необходимости |
медицинские работники (по согласованию) |
4.6. |
Работа по подготовке и проведению Дней здоровья, спортивно-оздоровительных мероприятий |
по плану работы |
Петух Е.И., заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
4.7. |
Проведение Дней здоровья |
по плану |
кл. руководители, учителя физической культуры и здоровья |
4.8. |
Работа по подготовке к оздоровлению обучающихся в каникулярный период |
в течение года по плану |
Петух Е.И., заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
4.9. |
Участие в работе медико-психолого-педагогических консилиумах, педсоветах, совещаниях |
по плану работы |
медицинские работники (по согласованию) |
4.10. |
Анализ состояния здоровья обучающихся; подготовка листов здоровья |
по плану работы |
медицинские работники (по согласованию) |
4.11. |
Контроль за состоянием здоровья учащихся после болезни (наличие справки от врача-педиатра) |
постоянно |
классный руководитель, |
4.12. |
Просвещение участников образовательного процесса |
по плану работы |
медицинские работники (по согласованию) |
5. Работа психолого-педагогической и социальной службы |
|||
5.1. |
Психолого-педагогические семинары |
по плану работы |
Лисовская М.В., педагог-психолог |
5.2. |
Диагностическая деятельность по различным направлениям охраны психического и физического здоровья обучающихся |
в течение года |
Лисовская М.В., педагог-психолог |
5.3. |
Социальная поддержка малообеспеченных и нуждающихся семей |
постоянно |
Ермак Е.Н., педагог социальный |
5.4. |
Адаптация учащихся I классов к школе |
октябрь ноябрь |
Петух Е.И., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Лисовская М.В., педагог-психолог |
5.5. |
Работа по формированию социально-психологического климата в классных коллективах, в педагогическом коллективе, среди родительской общественности |
постоянно |
Педагог-психолог |
5.6. |
Формирование корректного этичного отношения к личности ребенка и его здоровью |
постоянно |
кл. руководители |
5.7. |
Ознакомление педагогов и родителей с физиологическими и психологическими особенностями здоровья детей и подростков |
по запросу |
Лисовская М.В., педагог-психолог |
6. Организация здорового и рационального питания обучающихся |
|||
6.1. |
Обеспечение столовой оборудованием и мебелью |
июнь-август |
Тымченко Л.В., заместитель директора по АХЧ |
6.2. |
Организация бесплатного питания |
по плану |
Петух Е.И., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, кл. руководители |
6.3. |
Выполнение распорядка питания согласно режиму |
постоянно |
медицинский работник (по согласованию) |
6.4. |
Охват горячим питанием школьников |
постоянно |
кл. руководители |
6.5. |
Контроль за составом и качеством меню, приготовленной пищи |
ежедневно |
ответственные за организацию питания |
7. Организация внеурочной воспитательной работы |
|||
7.1. |
Организация рациональной досуговой и внеурочной деятельности во второй половине дня, в шестой школьный день |
сентябрь, январь |
Петух Е.И., заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
7.2. |
Туристско-краеведческая деятельность |
по плану работы |
педагоги |
7.3. |
Просветительская деятельность |
Петух Е.И., заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
|
- классные часы, беседы; наглядная агитация |
кл. руководители |
||
- встречи с врачами-специалистами работниками; |
Медицинский работник (по согласованию) |
||
8. Спортивно-оздоровительная работа |
|||
8.1. |
Пропаганда и обучение приемам сохранения здоровья на занятиях ОБЖ и физической культуры и здоровья |
в течение года |
Бокая О.Ю, учитель физической культуры и здоровья, Учитель ОБЖ |
8.2. |
Охват учащихся внеклассной спортивно-массовой работой |
сентябрь |
Бокая О.Ю., учитель физической культуры и здоровья |
8.3. |
Организация внеурочных спортивных мероприятий (Дни здоровья, соревнования, походы) |
по плану |
Бокая О.Ю., учитель физической культуры и здоровья |
8.4. |
Работа спортивных секций, занятий дополнительного образования на базе учреждений |
по плану работы |
Бокая О.Ю., учитель физической культуры и здоровья |
8.5. |
Организация летнего оздоровительного отдыха школьников |
апрель - июнь |
Петух Е.И., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, директор лагеря |
9. Контроль за состоянием здоровья обучающихся |
|||
9.1. |
Статистические данные по состоянию здоровья обучающихся |
в течение года |
медицинский работник (по согласованию) |
9.2. |
Анализ воспитательной работы |
в течение года |
Петух Е.И., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Ермак Е.Н., соц. педагог кл. руководители |
- по профилактике злоупотребления ПАВ; |
|||
- по спортивно-оздоровительной работе; |
|||
- по туристско-краеведческой деятельности; |
|||
- по развитию движения за здоровый образ жизни; |
|||
- по просветительской деятельности за здоровый образ жизни; |
|||
9.3. |
Анализ работы социально-педагогической и психологической службы |
по каждому полугодию |
Ермак Е.Н., социальный педагог Лисовская М.В., педагог-психолог |
9.4. |
Мониторинг охвата учащихся горячим питанием |
в течение года |
отв. за организацию питания |
9.5. |
Контроль за ношением сменной обуви |
в течение года |
кл. руководители |
9.6. |
Анализ режима работы учреждения и учебной нагрузки учащихся |
согласно плана самоконтроля |
Петух Е.И., заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
9.7. |
Статистика социального статуса родителей и учащихся, оказание необходимой помощи |
в течение года |
Ермак Е.Н., соц. педагог |
9.8. |
Анализ работы педагогического коллектива по плану реализации программы по профилактике злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи; |
май-июнь |
Петух Е.И., заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
9.9. |
Психолого-педагогические консилиумы |
в течение года |
Петух Е.И., Сергеева Е.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
9.10. |
Обсуждение вопросов охраны здоровья обучающихся на совещаниях |
по плану работы |
Удальева Ю.Г., директор, Петух Е.И., Сергеева Е.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
9.11. |
Обсуждение вопросов охраны здоровья обучающихся с родителями |
по плану работы с родителями |
Кл.руководители |
9.12. |
Работа школьной социальной службы по охране здоровья школьников |
по плану работы |
Ермак Е.Н., соц. педагог |
9.13. |
Контроль за соблюдением ТБ, ППБ, санитарно-гигиенических норм и требований в учреждении |
Петух Е.И., Сергеева Е.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
Планы работы специалистов различного профиля в рамках службы здоровья
Инструктивно-методические материалы
САНИТАРНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА "ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"(в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 N 63, от 25.11.2014 N 78, от 17.05.2017 N 35) (скачать 133,9 КБ)
</article> </article>