Значение пения
<article>Пение является основным средством музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь и охотно поют. Участвуя в пении, дети сами исполняют музыкальные произведения, при этом они активно выражают своп переживания, чувства и глубже воспринимают музыку.
Слова в песне помогают детям понять содержание музыки и облегчают усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на каком-нибудь музыкальном инструменте.
Пение развивает у детей музыкальный слух, чувство ритма, способность воспроизводить голосом мелодии по памяти.
Пение оказывает большую помощь и в развитии речи у детей. При пении приходится выговаривать слова протяжно, нараспев, что помогает правильному, четкому произношению отдельных звуков и слов, если воспитатель следит за их произношением.
Пение объединяет детей общим настроением. При исполнении песен дети приучаются к совместным действиям. Они слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения. При соблюдении гигиенических условий, то есть при проведении занятия в проветренном помещении, на чистом воздухе в сухую, теплую погоду, пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Систематические занятия пением в детских садах подготовляют детей к урокам пения в школе.
Обучать детей пению может не только специалист — музыкальный руководитель, но и каждый воспитатель группы с небольшой музыкальной подготовкой и музыкальными данными, достаточными для того, чтобы правильно и выразительно исполнять детские песни.
Особые качества детского голоса
Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого. Гортань с голосовыми связками в два—три с половиной раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие. Поэтому звук детского голоса высокий. Звук, образовавшийся в гортани, — очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахей и бронхов). У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос очень легкий, не сильный, но часто звонкий. Резонаторы придают звуку разную окраску. При неправильной постановке пения, например при форсировании звука во время пения, голос у детей приобретает неприятное, несвойственное им низкое звучание.
Диапазон (объем голоса) от нижнего звука до верхнего очень небольшой.
Наиболее легкие, естественные, ненапряженные звуки, так называемые «примерные», обнаруживаются у всех детей при тихом пении в среднем регистре в пределах фа<sup>1</sup>—ля<sup>1</sup>. Нижний звук до<sup>1</sup> звучит напряженно, и надо избегать давать его детям.
Основные звуки, на которых построены мелодии большинства песен в данном сборнике, соответствуют указанному выше диапазону голоса у детей дошкольного возраста. Перед каждой песней дан диапазон, то есть объем звуков, на которых построена мелодия (белыми нотами отмечены устойчивые звуки лада, черными — неустойчивые) и тесситура (распределение звуков по высоте); цифры показывают, сколько раз повторяется звук в мелодии. В зависимости от этого распределения звуков тесситура может быть удобной и неудобной для данной группы детей при одном и том же диапазоне.
Если в некоторых песнях, помещенных в сборнике, и встречаются звуки, не соответствующие диапазону голоса у детей данного возраста, то они являются проходящими и на них не делается упора.
ВОКАЛЬНЫЕ (ПЕВЧЕСКИЕ) НАВЫКИ
Вокальные установки
При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот. Во время пения дети пяти-шести лет должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев, так как в таком положении у них лучше работают дыхательные мышцы. При слушании музыки дети могут прислоняться к спинкам стульев.
Дети двух, трех, четырех лет могут сидеть, опираясь на спинки стульев, ноги ставят прямо на пол, руки кладут на колени, ближе к туловищу. Голову держат прямо, не напрягая и не вытягивая шею. Рот надо открывать вертикально, а не в ширину во избежание крикливого, «белого» звука. Нижняя челюсть должна быть свободна, губы— подвижны, упруги (не вялы). Разучивают песни дети всегда сидя. Разученные песни следует петь стоя, так как при этом дыхательные мышцы, даже у трехлетних детей, работают лучше и звучность пения заметно улучшается.
При пении стоя голова держится прямо, руки опущены.
Звукообразование
Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения.
Диапазон голоса у детей дошкольного возраста очень неустойчив. Часто дети с нормальным диапазоном, с естественным высоким звуком неожиданно начинают петь только на низких звуках, не вытягивая высоких, которые раньше им удавались. Такие случаи чаще всего наблюдаются у детей, которые по болезни некоторое время не посещали детский сад. Обычно через несколько занятий у них восстанавливается прежний диапазон. Иногда приходится с такими детьми один-два раза заняться дополнительно (индивидуально), чтобы помочь им скорее найти естественное звучание голоса и влиться в хоровой коллектив.
Особенно желательно, чтобы взрослые пели на высоком звучании, так как слушая такое исполнение, дети начинают подражать ему и петь более высоким голосом.
С звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с первой, самой младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Например, в песне «Зай-чик» дети протяжно произносят первый слог в слове «Зайка», в песне «Корова» — последний слог «Му-у...».
Протяженность в- пении зависит от преобладания гласных в словах песни, что характерно для народных песен, например «Котя, котенька-коток», «Бай-качи» и др., а также от правильно взятого дыхания.
Развитию протяженности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен в замедленном темпе.
Дикция
Для хорошего звукообразования имеет большое значение правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения.
Приведем основные правила вокальной дикции. В пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют нормальное звучание. Поют: снегами, корова, в лесу, в декабре, берегись, октябрь. Безударные гласные в пении тоже не изменяются, за исключением гласной «о», которая звучит, как «а». Петь надо «карова», а не «корова», «ак-тябрь», а не «октябрь», «мая», а не «моя».
Нельзя в пении произносить безударную гласную «е», как «и».
Безударную гласную «я» можно произносить светло, ярко, как «я», и менее ярко, как «е», но ни в коем случае не как «и».
Так можно петь «масляна» или «маслена», но не «маслина», в «октябре» или в «октебре», но не в «октибре».
Согласные выговариваются по возможности быстро и четко, чтобы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных. Поэтому согласные, которые находятся в конце слога, произносятся в начале следующего. Напечатано: «Огоньки сверкают». Исполняется: о-го-ньки све-рка-ют. Если между словами есть знак препинания, то согласные нельзя «проглатывать», их надо произносить в конце слога, без переноса на другой слог.
Напечатано: В нашем саду листопад...
Исполняется: В на-ше-м са-ду ли-ста-пад («ли-ста-пат», а не «листопа»).
Или напечатано: В праздничный наряд.
Исполняется: Впра-здни-чный на-ряд («на-рят», а не «наря»).
Остальные правила, которые применяются в речевом произношении, обычно употребляются и в певческой дикции.
Например, поют: «што», а не «что», «хочецца», а не «хочется», «снек», а не «снег», «аччего», а не «отчего», «рыпка», а .не «рыбка».
Существуют разные приемы обучения детей правильному произношению в пении:
1. Выразительное чтение текста песни воспитателем (музыкальным руководителем) в процессе разучивания песни. Этот прием применяется во всех группах.
2. При разучивании песни, начиная со второй младшей группы, можно пользоваться приемом произношения текста коллективно нараспев, негромко, на высоком звучании, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно.
В старшей и подготовительной к школе группах рекомендуется еще прием коллективной читки шепотом на высоком звучании в ритме песни. Этот прием полезно применять для песен, исполняемых в быстром темпе.
3. Во всех группах, кроме первой младшей группы, применяется прием выразительного чтения текста отдельными детьми по одному куплету на высоком звучании.
Этим приемом пользуются как в процессе разучивания, так и при повторении уже разученных песен.
Выразительное произношение текста песни способствует выразительности пения.
4. Дети во всех группах часто неправильно произносят окончания слов, приставки. В таких случаях уместно применять прием правильного произношения слов по слогам как отдельными детьми, так и всей группой.
Все вышеуказанные приемы применяются осторожно, умело, с тем чтобы уточнение и усвоение текста усиливало эмоциональное восприятие песни и углубляло музыкальный образ, а не превращалось в сухую, формальную тренировку.
Дыхание
В пении большое значение имеет дыхание. Никаких специальных дыхательных упражнений с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях не проводится. Такие упражнения проводятся с детьми на ежедневной утренней гимнастике. На музыкальных занятиях дыхание детей укрепляется и углубляется при помощи пения; музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не посередине слова. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что не умеют управлять своим дыханием. Достаточно воспитателю (музыкальному руководителю) показать, как надо петь, не прерывая дыхания, и где надо передыхать, и ребенок легло справляется с этим.
Чтобы помочь детям научиться правильно брать дыхание, надо выбирать на первых порах песни с короткими музыкальными фразами.
В старших и подготовительной к школе группах очень помогает детям правильно брать дыхание пение песни по фразам (цепочкой)
Чистота интонации
В каждой возрастной группе встречаются дети, поющие неправильно, фальшиво. Причины фальшивого пения различны: у одних— больной голосовой аппарат, другие плохо слышат после перенесенных инфекционных заболеваний. Для таких детей нужно вмешательство врача-ларинголога. Часто у детей бывает слабо развит музыкальный слух, голос (маленький диапазон). Они не умеют правильно извлечь слышимый звук, придать соответствующее движение голосовым связкам, мышцам рта, дыхательным мышцам. На чистоту интонации влияют такие качества у детей, как застенчивость или отсутствие устойчивого внимания. Внимание в большой степени влияет на успешность занятий пением.
Некоторым детям мешают недостатки в артикуляционном аппарате (в органах произношения—в нижней челюсти, в губах, языке, мягком нёбе, в глотке). Из-за плохой работы этого аппарата дети неправильно произносят отдельные звуки, слоги, слова и фальшиво поют.
Чистота интонаций зависит также от музыкального окружения ребенка. Если родители дома поют, играют на музыкальных инструментах, имеется радио, — дети стараются подпевать, их вокально-музыкальные данные развиваются и улучшается чистота интонации.
Если условия не благоприятствуют музыкальному развитию ребенка, его музыкально-вокальные данные временно не развиваются и могут проявиться позже, но только в результате планомерной музыкально-педагогической работы.
Для развития чистоты интонации прежде всего надо выбирать песни, удобные по диапазону, тесситуре и дыханию для данной группы детей. Чистота интонации достигается также применением различных приемов. Очень полезно давать детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и чисто поющих детей, а также в хорошем, выразительном исполнении их на музыкальном инструменте, без пения.
Необходимо систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения.
Желательно петь песни не только со всей группой, но и с небольшой подгруппой и по одному; при таком пении дети лучше слышат себя.
Большое значение для развития чистоты интонации имеет осознание детьми своего исполнения (см. основные принципы обучения детей пению).
Нечисто поющим детям надо уделять особое внимание. Для этого их лучше размещать на музыкальных занятиях так, чтобы они сидели ближе к воспитателю (музыкальному руководителю), лучше слышали его исполнение, видели его артикуляцию. Сидя впереди, они слышат чистое пение воспитателя (музыкального руководителя) и правильное пение хорошо поющих детей, сидящих-позади.
Очень полезно отмечать и поощрять каждое незначительное достижение неправильно поющих детей. В работе с такими детьми необходимо проявлять большую выдержку и терпение.
В каждой группе встречаются отдельные дети, которые хотя и различают высоту звуков, но голосом воспроизвести эти звуки не могут. Они поют мелодию на кварту или квинту ниже, чем остальные дети, так как имеют очень небольшой объем голоса, и у них отсутствует координация в работе слухового и голосового аппарата. Иногда дети монотонно гудят на одном-двух низких звуках.
Если такое звучание держится у детей стойко, то с ними проводятся дополнительные индивидуальные занятия. Самое важное — научить таких детей слушать себя и осознавать, правильно ли они поют мелодию. На этих занятиях дети поют песни, которые разучиваются со всей группой, только на удобных для них, более низких звуках, чтобы они слышали правильное исполнение мелодии. Для расширения диапазона эти песни постепенно транспонируются вболее высокие тональности. Для получения более высокого звучания, кроме общих песен, можно давать этим детям короткие упражнения на небольших интервалах (прима, секунда, терция, кварта) в виде подражания пению кукушки («ку-ку»), крику гусей («га-га»), кудахтанию кур («ко-ко»), игре на дудке («ду-ду»), на барабане («трам-там»), на балалайке («ля-ля») и т. д., а также помещенные в сборнике специальные песни с небольшим диапазоном. Длительность таких занятий 5—7 минут.
Проводя индивидуальные занятия, музыкальный руководитель учитывает особенности каждого ребенка. Одному он показывает, как надо протянуть звук «потоньше», «повыше», другому — какое положение придать рту, губам, третьему предлагает спеть погромче, посмелее или, наоборот, мягче, тише и т. д.
Одной из причин стойкого низкого звучания является низкий разговорный голос ребенка. Чем скорее удается с помощью некоторых приемов повысить разговорный голос ребенка, тем скорее он овладеет высоким звучанием в пении.
Для музыкального развития детей, для поднятия у них интереса к пению и для правильной передачи мелодии большое значение имеет исполнение детьми песен на детских, чисто настроенных металлофонах или струнных цитрах.
Стройное, слитное пение (ансамбль)
Стройность, слитность пения достигаются постепенно. В первой, младшей группе в начале года дети включаются в пение лишь после того, как начнет петь воспитатель (музыкальный руководитель), а уже в конце года они начинают песню после музыкального вступления.
Для того чтобы научить детей стройному, слитному пению, можно пользоваться следующими приемами. Прежде всего перед началом пения надо собрать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, воспитатель (музыкальный руководитель) дает знак — взмах рукой или движение головой, чтобы дети начали песню одновременно, тотчас же после сыгранного вступления. Если такого вступления нет, то рекомендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню.
Иногда можно собрать внимание детей, проиграв первый интервал песни или первый ее звук. Дети поют его тихо на слог «ту» или закрытым ртом, а затем начинают петь по знаку воспитателя (музыкального руководителя). При тихом пении детям легче сосредоточить свое внимание на звуках. Иногда воспитатель (музыкальный руководитель) дирижирует детским хором.
Дирижирование помогает стройности детского пения. К дирижированию прибегают в тех случаях, если пение производится без инструментального сопровождения или если дети во время пения находятся поодаль от инструмента, как часто бывает на праздничных утренниках.
Дирижирование уместно, если в общем пении принимают участие несколько групп детей. Формальное дирижирование, то есть отсчитывание руками метра, не окажет детям помощи в пении.
С помощью дирижерских жестов можно указать детям точное начало вступления и окончание песни, усиление и ослабление звука, задержку его, высоту звука, изменение темпа, ритмический рисунок. Однако дирижированием не следует злоупотреблять. Надо научить детей чувствовать музыку и делать оттенки без помощи дирижера.
Все вышеперечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно. Навыки развиваются постепенно, главным образом при помощи хорошего выразительного исполнения песни голосом и на фортепиано воспитателем (музыкальным руководителем), а также некоторых других методических приемов (см. указания к отдельным песням).
Выбор песен
При выборе песен преследуются прежде всего воспитательные и образовательные задачи. Педагог так подбирает песни, чтобы вызвать у детей любовь к родине, к природе, к родителям, детскому саду и т. д.
Песнями другого характера можно создать у детей бодрое или веселое настроение, развеселить их, посмешить.
Одновременно воспитатель (музыкальный руководитель) учитывает вокальные навыки, которые можно привить при помощи той или иной песни, например легкое звучание или развитие напевности и т. д.
Выбирая песню, надо исходить не только из одного литературного текста, но принимать во внимание характер, строение мелодии, доступность ее для данной группы детей.
При выборе песен надо учитывать не только возраст детей, но и их вокальные возможности, и общее музыкальное развитие. Так, если в подготовительной к школе группе окажется много детей, не бывших ранее в детском саду и не умеющих петь, надо начинать с более легких песен из репертуара старшей, а иногда и средней группы и постепенно переходить к песням подготовительной к школе группы.
В старшей группе в таких случаях приходится начинать с песен для детей средней группы.
В смешанной по возрасту группе песни даются выборочно из репертуара для разных возрастных групп.
В сборнике помещено большое количество песен для того, чтобы воспитатель (музыкальный руководитель) имел возможность выбрать именно ту песню, которая отвечала бы всем его требованиям.
В сборнике одни песни приурочены к временам года и определенным датам, другие — не связаны с этой тематикой.
При выборе воспитатель (музыкальный руководитель) включает на квартал (три месяца) в репертуар детей каждой возрастной группы несколько песен (одну-две) из помещенных в первом разделе, то есть песни, приуроченные к определенному времени года и празднику, и две-одну песню из другого раздела песен, не связанных с временами года, примерно по одной новой песне в месяц для исполнения всей группой детей.
Приходится учитывать и то обстоятельство, что песня выбирается иногда для индивидуального исполнения или для небольшой группы детей, например для исполнения на праздничном утреннике, в день развлечений или в других случаях.
Практика показывает, что в массе дети двух-трех лет могут усвоить за год примерно 8—10 новых песен, дети четырех лет— 10— 12, дети пяти лет — 12—14 и дети шести лет — 12—16 песен, включая песни для игр; при этом нужно систематически повторять песни, выученные в предыдущих группах. Песня дается в тональности, удобной для данной группы детей.
Для получения лучших результатов в пении у детей желательно, чтобы каждая последующая песня представляла собой некоторое усложнение по сравнению с предыдущей.
</article>