Ознакомление дошкольников с природой летом
Нет более благоприятного времени для общения детей с природой, чем лето. Чтобы организовать интересные наблюдения детей, воспитатели государственного учреждения образования «Учебно-педагогический комплекс Сморгонский ясли-сад-начальная школа» рассказывают детям о последовательности наступления тех или иных явлений, о природе местного края, экологии растений и животных ближайшего природного окружения.
Дети дошкольного возраста активно познают природу, а некоторые растения, которые они находят в лесу, на лугу, у водоемов, могут представлять большую опасность.
Организуя наблюдения с детьми на прогулках и экскурсиях, педагоги учреждения знакомят их с характерными отличительными признаками летнего сезона, воспитывают у них способность любоваться красотой родного края.
Так, в младшей группе детей знакомят с наиболее яркими, характерными для этого времени года явлениями, которые они могут наблюдать: стало тепло, иногда бывает жарко, светит солнце, идет дождь, дует ветер. Дети устанавливают зависимость их одежды от погоды.
В средней группе, опираясь на прошлый опыт дошкольников, педагоги продолжают знакомить их с характерными явлениями летней природы, обращает внимание на то, что солнце греет сильнее и больше отдает тепла, чем зимой, дует теплый ветер, идут дожди, гремят грозы. Дети наблюдают за движением облаков и устанавливают простейшие связи: ярко светит солнце, становится жарко, после дождя природа заметно оживает, воздух делается особенно свежим, трава, цветы, деревья - чистыми и блестящими.
Детей старшего дошкольного возраста воспитати учат распознавать состояние погоды по ряду признаков (по движению туч, поведению животных) и определять ее соответствующим словом-термином. Постепенно они начинают соотносить состояние погоды с летним временем года. Для эмоционального освоения знаний, формирования познавательного отношения к природе летом используют загадки, поговорки, присказки, народные приметы, что позволяет расширить представления детей, развить их наблюдательность. Постепенно в словарь дошкольников вводятся слова, характеризующие то или иное состояние погоды (знойный ветер, тихий ветерок, солнечная погода).
На основе знакомства с народными приметами (небольшой дождь летним утром-днем хорошая погода, усиления ветра после продолжительной тихой погоды - к дождю; когда видят радугу, ждут перемен погоды и др.) дети учатся подмечать изменения в природе, прогнозировать состояние погоды.
Чтобы процесс усвоения знаний экологического содержания проходил наиболее эффективно, дошкольники анализируют результаты наблюдений.
С изменениями в неживой природе связаны сезонные изменения и в жизни животных. Приспособление их к среде обитания проявляется в смене образа жизни в разные времена года в зависимости от наличия пищи, температурных условий и т.д. Педагоги помогают дошкольникам установить связь между обилием тепла, влаги и бурным ростом растений, активной жизнью всех животных в летний период.
За период дошкольного детства воспитанники ДУО учатся различать и узнавать растения и животных, ориентироваться в практически безграничном мире живых существ.
В летнее время особенно живописен и привлекателен лес. На экскурсиях дети наблюдают лес во всем его многообразии, активно проявляют свое бережное отношение к обитателям леса. Дошкольников знакомят с лесом как с естественным сообществом; подводят к пониманию взаимосвязи между растениями и животными, которые связаны друг с другом общими законами жизни, приспособлены к совместному существованию, им рассказывают о значении леса, использовании его людьми и необходимости охранять лес – богатство нашей Родины.
Важно, чтобы дети видели следы некультурного поведения и небрежного отношения человека к лесу. Они должны понять, что и в естественных условиях состояние природы от деятельности и поведения людей. Педагоги знакомят дошкольников с правилами поведения на природе так, чтобы они не носили характер запретов. Иначе правила осваиваются детьми без понимания необходимости их соблюдения и не становятся для них значимыми. Ребёнок осознаёт их значение, эмоционально чувствует последствия их несоблюдения.
Созданы условия для интересной и содержательной деятельности детей летом на участке дошкольного учреждения это также имеет большое значение.
Детей не просто увлекает перспектива вырастить красивые цветы и вкусные овощи. Они осознают необходимость систематического ухода за растениями (полив, рыхление почвы, прополка и др.). При этом ребята руководствуются особенностями строения растений, периодом роста и развития и их потребностями. Старшие дошкольники пропалывают грядки, чтобы сорняки не мешали росту культурных растений. Для этого детей педагоги учат их различать.
Детям педагоги дают задания, требующие внимательного наблюдения за состоянием растений. Старшие дошкольники замечают и рассказывают, что изменилось: появились новые листья, бутоны, цветы.
Педагог привлекает детей к участию во всех видах работ по уходу за растениями, воспитывает самостоятельность. Это укрепляет у них уверенность в своих силах, формирует добросовестное отношение как к интересной, так и не очень интересной работе. Необходимо следить за тем, чтобы поставленная цель была посильна ребенку.
Положительные результаты в данной работе достигаются при тесном сотрудничестве с родителями. Очень важны индивидуальные и групповые беседы воспитателя с родителями, например: «О поведение в природе», «О содержании растений и животных дома», совместная деятельность родителей с детьми (экскурсии, экологические акции, праздники, дни открытых дверей и др.). Педагоги советуют родителям больше времени проводить с детьми на улице, гулять в лесу, парке, отмечать изменения в природе в летний период, учить культурному поведению в природе, организовать дома уголок природы. Все это вызывает у детей интерес к природе, желание заботиться о живых существах, будет способствовать формированию гуманных чувств.